Mazda3 – автомобиль любимчик россиян, машина особой аудитории среди которой образовались разные клубы по интересам, ценящих драйв и стиль Mazda. Давайте вспомним 2003 год, когда начались продажи «трешки» первого поколения, как я помню, их отлично разбирали в салонах дилеров и такого стиля, наверное, в то время мало кто мог предложить на автомобильном рынке. Припоминаю, что у троих моих знакомых была именно такая «трешка». Также важно вспомнить, что именно Mazda3 являлась словно клеше, что водитель за рулем может совершить какой-то не адекватный маневр и эффектно скрыться в потоке играя в шашки. Это все образовывало легенду, которая приобрела Mazda3. Позже в 2009 году вышло новое поколение Mazda3, второе, которое продавалось вплоть до сегодняшнего дня. Успех первой модели повторить не удалось и внешность и ценовая политика покупателям пришлись не по вкусу, не так как предыдущее поколение. Поэтому, вышедший на рынок городской кроссовер CX-5 отобрал лидерство модели под номером 3 по продажам в России. Конечно, все вполне предсказуемо класс городских SUV растет с бешеной скоростью, все желают сидеть чуть выше остальных и при поездке на дачу не задумываться о том, что можно, где-то скребануть днищем, да и на бордюр залезть проще в наших условиях. Но замечу, что и гольф класс имеет приличную долю рынка в нашей стране и явно не исчезнет как динозавры много лет назад, поэтому покупателем в данном сегменте тоже нужно делать отличное предложение и бороться за свое место в классе. Компания Mazda долго не думав, вслед за новым CX-5 и новым поколением Mazda6 выводит на наш рынок третье поколение Mazda3, которое вобрало в себя все последние идеи, концепции и технологии Mazda и может предложить клиенту достойный вариант в гольф классе, в котором много игроков и идет серьезная борьба среди конкурентов. До сегодняшнего дня доля Mazda3 в своем классе была 1,5%, но с выходом новинки производитель рассчитывает увеличить ее до 2%. Что вполне реально и возможно эта цифра скоро появится в сводках продаж 2014 года.
Что же теперь компания Mazda предлагает покупателям в своей модели Mazda3? Как и ранее для модели предложены два кузова седан и хэтчбек. Для обоих представлены три типа моторов: старый знакомый 1.6 л мощностью 105 л.с. с 5 ст. МКПП, либо 4 ст. АКПП (седан от 645 000 рублей, хэтчбек от 700 000 рублей), мотор SKYACTIV-G 1.5 л мощностью 120 л.с. с 6 ст. АКПП (седан от 780 000 рублей, хэтчбек от 790 000 рублей) и топовый SKYACTIV-G 2.0 л мощностью 150 л.с. с 6 ст. АКПП (седан от 950 000 рублей, хэтчбек от 960 000 рублей). Стоимость на автомобили с кузовом седан дешевле на 10 000 рублей по сравнению с хэтчбеком. Еще один нюанс заключается в том, что у седана есть самая начальная версия Drive за 645 000 руб, в которой хэтчбек не представлен. Хэтчбек в свою очередь может быть оснащен кожаным салоном в топовой версии, что не предложит оснащение седана. Компания Mazda предлагает МКПП только в базовой версии со старым мотором, новые моторы SKYACTIV-G получили в свое распоряжение только современные SKYACTIV автоматы. Но компания Mazda поделилась информацией, что если покупатели будут интересоваться механической коробкой передач, то вполне вероятно ее предложат любителям драйва для модификации с 2-литровым мотором.
По прогнозам компании Mazda, 50% продаваемых Mazda3 на территории России будут версии с мотором SKYACTIV-G 1.5, 40% - со старым мотором 1.6 л и лишь 10% придется на самую мощную версию с мотором SKYACTIV-G 2.0.
До нынешнего знакомства с новинкой от Mazda, я уже видел этот автомобиль и то, что он привлекателен внешне было вне сомнений. А вот, что кроется внутри него, было загадкой. Однако уже через три с половиной часа полета мы оказались на треке в Сербии, который был арендован для журналистов, на котором можно было ближе познакомиться с характером нового автомобиля. На тест-драйв были предоставлены автомобили с «топовым» мотором в самой полной комплектации и понятно почему, чтобы раскрыть для прессы все возможные козыри этой модели. В распоряжении у нас оказались пятидверные хэтчбеки с 2-литровым мотором серии SKYACTIV-G 2.0 мощностью 150 л.с. с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Комплектация была Supreme с дополнительным пакетом №7, стоимость такой версии 1 121 000 рублей. Отмечу, что аналогичная версия без дополнительных пакетов будет стоить 960 000 рублей. О подробностях комплектации, я расскажу позже, но замечу сразу цена на уровне конкурентов, тем более, что Mazda, на мой взгляд, может предложить покупателю чуть больше, чем другие.
Первый и основной козырь Mazda3 – это внешность, построенная в стиле KODO «трешка» напоминает старшую модель Mazda6, которая успела уже удивить всех своим шармом и притягательностью. Mazda3 в свою очередь обладая всеми чертами нового стиля Mazda, мощно притягивает взгляд в отличии от моделей конкурентных марок. Mazda3 имеет длинный капот и стильные боковые линии, напоминая силуэт спортивных автомобилей. Тем более в новом цвете Soul Red она выглядит просто шикарно. Автомобиль стал больше (на 60 мм), шире и ниже предшествующей модели (на 25 мм), он стал более серьезным и выглядит дорого. Как рассказали журналистам на пресс-конференции, боковые линии дизайнеры срисовывали с линий мышц гепарда и это действительно так, с одной стороны дизайн легок с другой он является мускулистым. Главный дизайнер новой Mazda3, Кодзи Табата рассказал, что хотел выразить в новом автомобиле: «Ключевая идея KODO – выразить движение в каждой детали и общей структуре, доводя до максимума особую привлекательность каждой модели Mazda. Применительно к новой Mazda3, KODO символизирует силу дизайна, который разжигает огонь в сердце при первом взгляде и рождает ожидание нового захватывающего опыта».
Важно заметить, что компания Mazda не стала ходить вокруг и около конкурентов просто восхищая свой автомобиль, а представила возможность журналистом посмотреть на них вместе. Разумеется всех конкурентов «С» класса собрать в одном месте с новой Mazda3 не удалось, но продемонстрировать свою новинку среди серьезных конкурентов все же получилось. Выставив все представленные машины, а это Toyota Auris и Corolla, Opel Astra, Ford Focus и Volkswagen Golf7, рядом с Mazda3, все смогли оценить, как внешность, так и внутреннее убранство машин. Как ни крути у Mazda3 отличные перспективы, японцы здорово заметили уязвимые места конкурентов и нанесли свой удар новинкой. Большинство конкурентных автомобилей гольф класса и даже не только перечисленных выше, внешне выглядят весьма скучно, поэтому тот, кто выбирает себе «тачку» по внешнему виду, явно отдаст свой голос за «трешку». Однако это может быть не единственный показатель в выборе, поэтому заглянем в салон и посмотрим, чем удивит Mazda там.
Еще рассматривая шпионские фото и официальные тизеры до появления автомобиля на конвейере, было видно, что японцы хотят предложить новую концепцию нового уровня в данном классе и это получилось у них хорошо. Внешний вид салона заслуживает уважения, теперь тут есть место мягкому пластику, который по фактуре и тактильным ощущениям больше напоминает резину, которая монолитно окутывает жесткую часть приборной панели сверху. Центральный дисплей размером 7 дюймов вписался в концепцию органично и теперь Mazda3, как премиальные Mercedes-Benz A-Class, BMW 1 серии и Audi A3 имеет аналогичное решение. Данное нововведение продиктовано удобством считывания информации и удобством управления. В Mazda3 дисплей имеет возможность сенсорного управления на экране, а также с помощью джойстика, расположеного между передними сидениями. Этим решением Mazda, как и премиум сегмент, исключили наличие лишних кнопок на панели приборов и сделали салон очень эргономичным. Теперь на панели приборов только климат-контроль и дисплей, все остальное управляется с помощью джойстика. То, что над салоном инженеры тщательно работали, видно сразу. Стыки панелей, качество материалов заслуживают высокой оценки. А дисплей удивил меня не только своим наличием в этой машине, но и качеством картинки. Он быстрый, четкий и с хорошим разрешением, а его сетка информационного меню логична и удобна пользователю. В Mazda3 реализовали систему концепции мобильных решений MZD Connect, которая позволит потребителям активно пользоваться всеми современными на сегодняшний день решениями для средств связи. При использовании смартфона, подключенного к мультимедийной системе посредством Bluetooth, водитель и пассажиры Mazda3 получают удобный онлайн-доступ к облачному сервису Stitcher. Он предлагает широкий набор онлайн-решений, включая доступ к тысячам интернет-радиостанций, новостям, аудио-книгам и возможность просматривать пробки. MZD Connect также поддерживает воспроизведение информации с прочих мобильных устройств. Приборы подключаются к автомобилю через внешний хаб, в состав которого входят порты USB и AUX, а также слот для SD-карт с навигацией.
Примечателен и новый щиток приборов Mazda3, где основное внимание сконцентрировано на тахометре по центру, где есть окошко с электронным спидометром. По бокам тахометра расположили информационные зоны с расходом топлива (данными борт компьютера), информацию о пробеге, уровень топлива, а также о текущей выбранной передаче. Такое решение, видимо, вызвано, желанием минимизировать количество органов управления панели, тем более, что теперь Mazda3 имеет проекционный дисплей Active Driving Display, на который выводится текущая скорость и критические сообщения системы безопасности. Однако реализация его в новой концепции автомобиля выглядит старовато, прозрачное стекло вмонтировано в верхнюю часть приборной панели, как у автомобилей марки Peugeot. Лучше когда информация проецируется на лобовое стекло, так удобнее считывать с него информацию, и нет лишних деталей на панели приборов. Правда, в минусы этот факт, наверное, записывать не стоит, все же упирается в цену, очевидно, что дополнительное проекционное стеклышко явно дешевле чем проекция на лобовое стекло.
Сидения в Mazda3 оказались удобными с хорошей боковой поддержкой. В нашей версии еще они имели кожаную отделку с перфорацией. Диапазон регулировок вопросов не вызвал, он довольно широк. Спереди места достаточно, причем даже если Вы большой человек, пассажиры сзади смогут сесть нормально. Сзади места стало больше, спинки передних сидений стали тоньше и имеют выемки под колени с обратной стороны. К сожалению, проехать сзади у меня так и не получилось, но коллега, путешествуя на заднем диване, отозвался очень хорошо, как о пространстве в ногах, так и о расстоянии до потолка над головой. Задний диван имеет подлокотник с подстаканниками. Интересным показалось решение переднего подлокотника, который не регулируется по вылету, но зато имеет вырез для удобства пользования подстаканниками, а также, чтобы и локоть на нем удобно расположился.
Багажный отсек хэтчбека объемом 308 литров маловат, конечно, конкуренты в этом плане имеют более достойные литражи и вместимость. В помощь тем, кто собирается что-то возить есть возможность сложить задние сидения и увезти нужный груз. Седан предложит своему владельцу багажник на 100 литров больше, но только вот загрузка в него будет сложнее из-за конструктивных особенностей, эта сложность была также замечена и в ранних поколениях Mazda3.
Вернемся к треку, на который нас привезли для знакомства. И так, сажусь в новую «трешку» и надо уже стартовать за инструктором по специально подготовленному треку. Конечно, можно было не торопиться, но наша машина с коллегой была первой в колонне, и долго рассаживаться и настраиваться было бы некрасиво по отношению к другим. Но этого и не пришлось делать, сев в автомобиль, что-то искать или долго настраивать не понадобилось. Все удобно и на своих местах, поэтому меньше чем через минуту я был готов. На треке представителям прессы предложили проехать неполную конфигурацию действующей трассы и отработать на ней крутые повороты, пологую дугу и ускорение. Причем, если первый круг был ознакомительный, то следующие было необходимо проходить на приличной скорости. Новой Mazda3 гоночный трек явно по нраву, управлять ей на треке одно удовольствие. Она легко влетает в повороты, прекрасно держится на дуге и отлично (для своего мотора) ускоряется. Из недостатков я отметил бы легкость в руле, которая не дает необходимого усилия при повороте. Подвеска Mazda3 отлично сбалансирована и хоть автомобиль в повороте и имеет крен, но не критический, чтобы ругать за это инженеров. Пять или шесть кругов мы ехали с детский азартом, впереди идущий инструктор постоянно прибавлял газ, мы следовали за ним. Правильно, что компания Mazda собрала нас именно тут, после скоростной езды, змейки и лосиного теста, где Mazda отрабатывала эти упражнения словно играючи, мы перешли на второй этап испытаний. Это было задание «объезд препятствия» на скорости от 60 до 80 км/ч без тормоза. Mazda3 продемонстрировала хорошую сбалансированность и стабильность при резком рулении, а хороший обзор и чувство габаритов позволяли не разрушить построенное препятствие из конусов занесенной задней частью хэтчбека. И последнее, что предложила Mazda, это проверка торможения в пол до полной остановки на скорости от 80 до 95 км/час. Тут важно заметить, что накрапывал дождь, а сама машина была обута в зимние покрышки Pirelli, и с этим набором она словно «когтями» оставалась в заданном коридоре торможения. Единственное, что я заметил негативного, это когда я ехал пассажиром, в момент экстренного торможения ремень безопасности позволил мне клюнуть корпусом вперед, а не затянул меня в кресло, как подобает.
Повторюсь, в нашем тестовом автомобиле Mazda3, как говорилось выше установлен «топовый» атмосферный двигатель SKYACTIV-G объемом 2.0 л мощностью 150 л.с., способный выдавать максимальный крутящий момент 210 Нм при 4000 об/мин. Этого двигателя для «трешки» хватает с лихвой, это скорее вариант для любителей погонять, но по моим ощущениям это самый достойный выбор для этого автомобиля. Ты не скован на трассе лошадиными силами и любой маневр прост и спокоен для тебя. Как и двигатели Mazda CX-5 и Mazda6 он обладает отличными техническими данными, степень сжатия составляет 14.0:1, новый выпускной коллектор 4-2-1, уменьшены диаметры поршней. Помимо этих важных особенностей инженеры снизили на 50% трение клапанов, на 37% трение поршневых колец и на 30% уменьшили потери на внутреннее трение. Вес также получил изменения - была уменьшена масса поршней, шатунов и шейки коленчатого вала, все изменения облегчили мотор на 10%.
Мотор работает в паре с 6-ступенчатой автоматической КПП SKYACTIV-Drive, которая отлично дополняет характер двигателя. Им вместе нужно всего лишь 8,9 секунд и вы уже мчитесь 100 км/час. Максимальная скорость по паспорту составит 210 км/час. Замечу, что во время теста мы с коллегой хорошо придавили педаль газа и по трассе в Сербии разогнались 170 км/час. Понравилось, что автомобиль на такой скорости был стабилен и предсказуем. Конечно, от такой скорости устаешь, но приятно удивило, что нервозности и неуверенности не было. Конечно, этот мотор любит обороты по больше 3-4 тысячи самое оно для хорошего подхвата. Зато есть «кикдаун» и если нужно серьезно стартовать, жмешь педаль в пол, небольшое ожидание, и ты мчишься с достойным ускорением.
Удивила и шумоизоляция, она стала лучше по сравнению с предшественником, но до идеала все равно не дошла. При езде по пыльной дороге с наличием мелких камушков сразу вспоминаешь японское начало этой машины, шум от стрекота камней по аркам инженеры так и не убрали.
Дороги Сербии и серпантины Балкан позволили помимо заездов по треку в полной мере изучить автомобиль на дорогах приближенных к российским. Да, мне лично дороги показались местами лучше, чем у нас, но и ухабы и выбоины тут тоже встречаются, помимо этого в горах были остатки недавно выпавшего снега с крошкой из камней. Поэтому те, кто на серпантине не осторожничал, получали сносы и заносы, на хороших же участках можно было в полной мере ощутить достойную управляемость с комфортом. Подвеска в Mazda3 не сказать, что очень знатная, но и не плохая со своими задачами она справляется удовлетворительно. Как говорят инженеры, подвеска теперь стала легче и прочнее и сделана из высокопрочной стали, спереди это МакФерсон. Сзади установили многорычажную подвеску, которую тоже доработали, сместив продольный рычаг подвески чуть вперед. Помимо подвески специалисты тщательно поработали с кузовом и шасси. Как и в CX-5 и Mazda6 все выполнено по новой технологии SKYACTIV, кузов теперь стал жестче, но сама конструкция легче. Кузов выполнен в концепции «непрерывного каркаса безопасности» с усиленными элементами и их креплениями, что позволяет эффективно распределять энергию при столкновении по всей конструкции, не затрагивая при этом места водителя и пассажиров. За счет всего этого, жесткость кузова на кручение увеличилась на 31% для версии хэтчбек и на 28% для версии седан, а сам он стал легче. Инженеры Mazda, в частности, оптимизировали прохождение потока воздуха под машиной, изменив панели днища и дефлекторы около колес.
Кстати, как обещала компания Mazda на одном из прошлых тест-драйвов Mazda3 получила рекомендованные средства безопасности, что поможет чуть сэкономить на страховке КАСКО, а также быть более уверенным, что найдешь свой авто там, где его оставил. Однако нововведения не бесплатны за охранный комплекс MAG 11 с дополнительным иммобилайзером нужно будет заплатить 39 900 рублей, а за спутниковый охранно-поисковый комплекс (с обслуживанием на 6 месяцев) 44 900 рублей.
Помимо базовых комплектаций компания Mazda по своему сложившемуся уставу предлагает покупателям дополнительные пакеты оснащения, выбираются они в зависимости от типа мотора и коробки.
В итоге тест-драйва могу отметить, что Mazda3 – отличный автомобиль за свои деньги. Можно долго спорить о стоимости, мол, дороговато, но подумайте сами, вы получаете качественный современный автомобиль с отличным дизайном не похожим на другие. Линейка моторов и комплектаций позволит выбрать вариант под себя любому покупателю. Уверен новая «трешка» будет востребованнее, чем прошлое поколение. А конкурентам стоит присмотреться к этому автомобилю, потому что на рынок вышел серьезный конкурент в гольф классе.
Стоимость автомобиля Mazda 3 (2.0 AT) от 960 000 руб.