Главный вопрос, который я задавал себе на этом тест-драйве: «Можно ли бюджетный седан Datsun on-DO по праву считать японским на российском рынке?»
Уже ни для кого не секрет, что Datsun on-DO является автомобилем, построенным на переработанной платформе Granta. Этот факт с первых известий о новом бренде и новом автомобиле на российском рынке не давал покоя журналистам и автолюбителям. Вот только руководство Datsun в России вплоть до выхода на рынок и демонстрации уже готового к продаже автомобиля достаточно грациозно уклонялось от прямого сравнения Granta и on-DO. И понять эту позицию не мудрено – портить имидж своему продукту перед выходом на рынок незачем, ведь Гранту и Калину, несмотря на народную любовь, только ленивый не пинал за низкое качество. А ведь Datsun on-DO называют не иначе как самый доступный «японский» автомобиль на российском рынке. Ясное дело, что японский автомобиль в ценовой категории где-то между LADA Granta и Renault Logan, конкурентом которым он и является, должен вызвать волну интереса, так как ценник от 329 000 рублей это настоящая неслыханная щедрость от японского производителя.
Итак, в июле этого года состоялся официальный запуск производства автомобилей Datsun в России на заводе АвтоВАЗ в Тольятти. А в конце августа на Московском Международном Автосалоне Datsun представил две модели: седан on-DO и хэтчбек mi-DO. Седан уже поступил в продажу и пока он комплектуется только 5-ступенчатой КПП, а хэтчбек появится у дилеров позже и будет щеголять автоматом «Jatco». Для того чтобы отдать на испытания журналистам свою первую моделью on-DO, представительство Datsun в России пригласили нас в Казань. После емкой и информативной пресс-конференции мы проследовали к автомобилям и отправились в путь!
Не зря, я сказал про пресс-конференцию, которая предшествовала тест-драйву, ведь на ней нам подробнейшим образом рассказали обо всех изменениях и доработках, которые пришлось внести в «ресурсную базу, взятую за основу у АвтоВАЗа». Известно, что на LADA Granta, на базе которой построен Datsun on-DO, и на которую в большинстве ракурсов он похож как две капли воды, замки задних дверей страдают закусыванием механизма. Это приводит к тому, что двери открываются через раз, а если замок не закусило, то все равно приходится приложить силу, чтобы открыть дверь. На on-DO инженеры постарались избавиться от этой болезни, в частности нам было сказано, что дверные замки были переделаны, а дверные проемы были снабжены уплотнителями. Благодаря этим операциям закрывание и открывание дверей стало более комфортным и шума в салоне стало меньше. Однако когда мы принялись за осмотр автомобиля перед выездом, то обнаружили, что задние двери еще пока далеки от идеала и закрываются совсем не «по-японски». К тому же при открывании еще сохранилось легкое закусывание замка, хотя стоит признать, работа по устранению недостатков в замках проведена не зря и по сравнению с LADA Granta двери действительно стали открываться и закрываться лучше.
Попадаем в салон – от интерьера Гранты не осталось и следа. Что ж, действительно похоже на японский автомобиль: ровные стелящиеся горизонтально обводы интерьера, которые дают ощущение премиального минимализма, материалы жестковаты, зато вся панель управления системами автомобиля выполнена из гладкого матового пластика. Руль, воздуховоды климатической установки, приборная панель, рукоять КПП, панель управления музыкой и кондиционером отделаны пластиковыми элементами, имитирующими алюминий. Передняя панель сделана массивной, чтобы автомобиль казался крупнее. Второй ряд сидений достаточно свободен, но при этом не превышает показатели Renault Logan. В салоне on-DO преобладают черно-серые цвета, поэтому владельцу придется частенько ухаживать за своим автомобилем, убирая пыль с пластиковых поверхностей, чаще всего с передней панели. В перечне опций для разных комплектаций я не нашел салонного фильтра, а значит пыли в этом автомобиле будет достаточно.
В движении on-DO с одной стороны не демонстрирует никаких выдающихся характеристик, но с другой стороны достаточно стабильно ведет себя в разных режимах вождения, что характеризует этот автомобиль как устойчивый середнячек в своем сегменте. Настройка педального узла такова, что при переключении передач сцепление приходится выжимать полностью, а педаль газа очень остро реагирует на любые прикосновения. Так что поначалу переключение скорости у меня иногда сопровождалось легкими рывками автомобиля, но постепенно я привык и нашел гармонию в управлении этого автомобиля. Если уж говорить о достоинствах в управлении, то тут нельзя не сказать об обратной связи, которую реализует электроусилитель, она настолько натуральна, что в первых поворотах оживающий руль вызывал у меня улыбку детского восторга на лице. Каким-то серьезным сопротивлением эти реакции не обладают, и такое рулевое управление прекрасно подойдет для адекватной спокойной езды, а вот лихо закладывающего в повороты водителя ответы руля могут и сбить с толку своей внезапностью.
Разгон на автомобиле с механической 5-ступенчатой КПП с двигателем 87 л.с. по паспорту происходит за 12,2 секунды. Нареканий динамика 87-сильного двигателя не вызывает. В гору с уклоном примерно 17 градусов наш седан с двумя крупными мужчинами на борту с 0 до 120 км/ч разгонялся, сохраняя динамику на всех передачах. Есть правда, и недостаток, который с первых километров бросается в глаза, а точнее в уши. Это гул, предположительно трансмиссионный, который слышен в области рычага КПП и раздается он в диапазоне скоростей от 10 до 60-80 км/час. Потом гул либо пропадает, либо его заглушают аэродинамические шумы и звук от покрышек. Как и любой бюджетный автомобиль Datsun on-DO имеет простую конструкцию подвески, спереди стойки МакФерсон, сзади торсионная балка. Это дает ряд преимуществ на проселочной или разбитой асфальтовой дороге, там где многие сбрасывают скорость, на нашем седане можно только прибавить. Дорожный просвет в 174 мм и большой ход амортизаторов избавляют от пробоев на таких дорогах. Потрясет, конечно, немного, но с управляемостью проблем не возникнет, автомобиль уверенно идет по плохой дороге.
Если нужно отвезти на дачу крупный груз, то на этот случай во всех комплектациях on-DO складывается заднее сидение. В самой дорогой комплектации Dream складывается в соотношении 40/60, а в остальных комплектациях спинка и сидение складывается только полностью. Объем багажника в нашем седане равен 530 л – это высокий показатель для автомобиля такого класса, а если учесть, что сидения у него складываются, то тут уж для любого дачника будет, где развернуться, и рассада влезет и строительные материалы. Безусловные достоинства on-DO еще и отличная обзорность и большие информативные зеркала заднего вида.
В целом Datsun on-DO произвел положительное впечатление как автомобиль совсем не дорогой, но при этом продуманный и проработанный. После его испытаний у большинства журналистов одновременно возникло ощущение, что вот теперь такой автомобиль не нужно смазывать, докручивать, дорабатывать. Появившийся на нашем рынке Datsun on-DO обладает тем базовым минимально возможным качеством, которого так не хватает автомобилям LADA.
По всем характеристикам видно, что целью этого автомобиля будут клиенты, которые считают, что автомобили LADA им уже не подходят, что им требуется нечто большее. Судя по нашим испытаниям Datsun on-DO конечно же не является таким японским автомобилем, как например, Toyota Corolla или Subaru Outback. Происхождение on-DO скрыть за всеми изменениями инженеров сложно. Производитель утверждает, что основными преимуществами нового бренда и нового автомобиля будут качество и уровень сервиса, который будет предоставляться по стандартам Nissan. Простые слова «качество и уровень сервиса» кажутся ни к чему не обязывающими обещаниями, как рекламные слоганы, но если призадуматься, то можно прийти к выводу, что за этими словами может стоять большой смысл. Ведь стандарты сервиса – это и обращение с клиентом, и грамотная логистика запчастей, и ремонты по гарантии, и просто сервис определенного уровня. Все это после отзывов о качестве машин и сервиса АвтоВАЗа внушает некоторый оптимизм тем потенциальным покупателям, которые все еще считают свои деньги, но при этом уже не хотят довольствоваться посредственной реализацией автомобиля и сервиса прилагающегося к нему. На сегодняшний день продажи Datsun on-DO осуществляются в ЮАР, Индии, Индонезии, России и странах СНГ – как раз там, где в таких автомобилях нуждаются, как раз там, где уровень жизни большой прослойки населения позволят приобрести только такой автомобиль. Кстати, скорее всего, со временем, все конструктивные изменения и нововведения в комплектациях сделанные для Datsun появятся и на Гранте – ведь Альянс то один и тот же.
Стоимость автомобиля Datsun on-DO (1.6 MT) от 400 000 руб.