Что может быть лучше февральских солнечных дней после полугодовой серости осени и зимы в мегаполисе? Конечно ничего! Но, если приправить это красивым и интересным автомобилем, все станет гораздо краше. Погода класс, а на парковке стоит яркий Alfa Romeo MiTo. Этот автомобиль, как обворожительная женщина, влюбляет в себя моментально, и, не зная об этой машине ничего, ты уже готов на все.
В апреле 2014 года марка Alfa Romeo вновь пришла на российский рынок и с тех пор дистрибуцией марки занимается компания ЗАО «Крайслер РУС». Сначала на нашем рынке в модельном ряду Alfa Romeo была представлена единственная модель Giulietta (гольф класс), но в июле компанию ей составила модель MiTo («В» класс), а также появилась возможность заказать себе спортивный 4C. Однако, несмотря на отличное начало, текущий кризис может внести свои коррективы в авторынок, в котором Alfa Romeo чувствует себя явно менее уверенно, чем остальные участники рынка. По данным комитета автопроизводителей AEB, в Европе за 2014 год было продано 57 009 Alfa Romeo. А как сообщили нам в ГК «РОЛЬФ», в России в 2014 году было продано 96 автомобилей марки Alfa Romeo, в то время как сама ГК «РОЛЬФ» реализовала 37 штук, что по состоянию на 2014 год является 40% рынка Alfa Romeo в нашей стране. В январе 2015 года в России продано три автомобиля Alfa Romeo. Самой популярной моделью этого итальянского автопроизводителя является Giulietta. Интересно, что в США за 2014 год продан всего 91 автомобиль, меньше, чем в нашей стране на пять машин.
Модель MiTo на российском рынке представлена всего в трех версиях. Комплектация Progression с мотором объемом 0.9 л TwinAir Turbo мощностью 105 л.с. и механической 6-ступенчатой КПП, комплектация Distinctive с двигателем 1.4 л Turbo Petrol MultiAir мощностью 140 л.с. и роботизированной 6-ступенчатой коробкой TCT и «топовая» модификация Quadrifoglio Verde с мотором 1.4 л Turbo Petrol MultiAir мощностью 170 л с. и роботизированной 6-ступенчатой коробкой TCT. В Европе имеются атмосферные моторы мощностью до 100 л.с. и дизельные моторы, которые к нам не поставляют, и, вероятно, не будут. К нам на тест-драйв попала «топовая» Quadrifoglio Verde, ее стоимость составляет 1 485 000 рублей без учета дополнительных опций. Кстати автомобили Alfa Romeo хороши не только стандартным дизайном, но предлагаемой официальной стилизацией в виде цветов специальных серий, различных видов литых дисков, внутренних отделочных материалов, элементов салона и аксессуаров марки Mopar. Вернусь к продажам MiTo в России, самая популярная версия в 2014 стала Distinctive мощностью 140 л.с., которых продано 14 штук. Вторая по популярности - Quadrifoglio Verde мощностью 170 л.с., их реализовано – 6 штук, Progression мощностью 105 л.с. – 1 штука.
Что же значит название версии Quadrifoglio Verde? В это название заложен огромный, ценный и важный исторический факт о компании Alfa Romeo. Будущий известный гонщик Уго Сивоччи родился в Милане в 1885 году и был страстным любителем техники и велосипедов. Поэтому в свои двадцать с лишним он начинает свою карьеру в качестве тест-пилота компании De Old Street & Co, а еще через семь лет он начинает принимать участие в автогонках и занимает призовые места. Как правило, ему удавалось занимать вторые и третье места, и он решает разместить на своем гоночном автомобиле Alfa Romeo RL четырехлистный клевер на белом квадратном фоне, в который он верил, как в символ победы. И фокус сработал, Уго Сивоччи финишировал первый на соревнованиях Targa Florio. В 1923 году за день до новых соревнований Уго Сивоччи погиб при тестовых испытаниях нового гоночного автомобиля Alfa Romeo P1, который мог развивать скорость в 180 км/час. В тот день на этом болиде не было его четырехлистного клевера, а автомобиль имел порядковый номер «17». Позже, в память о гонщике Уго Сивоччи, зеленый четырехлистный клевер (по-итальянски имеющий написание - Quadrifoglio Verde) стал символом гоночных автомобилей Alfa Romeo, а белый квадрат превратился в треугольник, символизирующий, что гонщика больше нет в живых. В соревнованиях больше не было автомобилей Alfa Romeo c номером «17».
Наша версия, как раз, помечена значками Quadrifoglio Verde. Узнав историю, казалось бы, ни чем не примечательного значка, начинаешь проникаться атмосферой гонок, и, намного более серьезно, воспринимать этот маленький хэтчбек. Взгляните на пропорции кузова, линии окон, обводы кузова и блеск окантовок фар. Круглые передние фары и задние светодиодные LED фонари выглядят очень органично, а фамильный геральдический щит со значком Alfa Romeo пробуждает ощущение, что пользуешься чем то редким и очень изысканным. Согласитесь, что просто так оторвать взгляд от 17-дюймовых легкосплавных дисков серии 5FB с шинами 215/45 R17 не получится. И, конечно же, синий Blue Tornado – цвет кузова просто притягивает внимание. Создал все это чудо шеф-дизайнер Alfa Romeo по экстерьеру Хуан-Мануэль Диас из кузовного ателье Centro Stile Alfa Romeo. Свое вдохновение для MiTo он черпал от модели Alfa Romeo 8C Competizione (сравнить их можно взглянув на фото), которую создал дизайнер Вольфганг Йозеф Эггер будучи главным дизайнером марки Alfa Romeo до 2007 года. Сейчас он руководитель Audi Group Design Center.
Тест-драйв MiTo проходил в конце зимы и улицы Москвы временами огорчали большим количеством серо-грязной слякоти на дорогах, которая очень быстро покрывает автомобиль маслянистой пленкой, боковые окна загрязняются быстрее обычного, стеклоочистители уже не справляются со своей работой, в результате чего приходится чаще омывать стекло. Зато щетки имеют обогрев в зоне стоянки, и этим богаты все версии модели. Очень быстро грязь покрывает и фары, которые и без того светят не впечатляюще. MiTo слепнет в такую погоду. Кстати фары тут имеют прожекторную линзу, но в любой комплектации они галогеновые. Вероятно, применение ксенона улучшило бы ситуацию с видимостью на дороге. Но ксенона, к сожалению, нет.
Разработка имени для новой модели была доверена маркетологам, а они в свою очередь придумали все просто - MiTo – это начало двух названий городов в Италии – Милан и Турин. В первом разрабатывался дизайн, во втором расположился завод по сборке. Также это название MiTo переводится с итальянского, как «миф». Собственно выдумали автомобиль, придумали миф, а все получилось очень даже хорошо. С момента старта продаж MiTo получил более 15 наград авторитетных европейских СМИ за дизайн и номинации в категориях «лучший автомобиль», «красивый автомобиль» и т.п. Однако, из вышесказанного следует, что продажи в целом это не спасло.
Если снаружи Alfa Romeo MiTo очень впечатляет, то в салоне, на мой взгляд, все гораздо скромнее. В старших моделях Brera, 159 или даже Giulietta панель приборов смотрится органичнее и интереснее. Тут же водителя встречает незатейливый дизайн и среднее качество отделочных материалов. Например, пластик тут жесткий, без особой фактурной отделки. Спортивности в облике, интерьеру придает отделка верхней части панели и боковин дверей стилизующая мягкий материал под карбон. Далее щиток приборов, разлинованный до 260 км/ч, говорящий о том, что этот автомобиль «В» класса вовсе не для тех, кто планировал «тошнить» в правом ряду. Руль поначалу показался большим и увесистым, но оказался очень удобным. Приятные наплывы в области больших пальцев, отличная кожа и нужная толщина сечения. Что тут можно отметить еще, конечно же, красную подсветку кнопок и стрелок щитка приборов. В нашей версии были установлены стандартные тканевые сидения, которые удивили хорошей боковой поддержкой и удобным профилем. Из настроек все обычно – регулировка вперед/назад, высота подушки, наклон спинки (при помощи барашка) и регулировка поясничного упора. Жаль, в нашей версии не было спортивных ковшеобразных сидений SABELT, обтянутых алькантарой, на мой взгляд, они придали бы салону этого автомобиля больше спортивного духа. Они кстати предлагаются, как опция.
Что еще интересного есть внутри? Черный потолок, затемняемое зеркало заднего вида, круиз-контроль, двухзонный климат-контроль, предлагаемый опционально. Не совсем удобный подлокотник, будто переставленный сюда из Жигулей. Удобная рукоять коробки передач с ручным режимом, селектор выбора режима движения. И обычный ручник, которым можно побаловаться зимой, а это, несомненно, будет, потому что на этом автомобиле по-другому ездить сложно.
Наш автомобиль опционально оснащен мультимедийной системой Uconnect 5.0. Мультимедийный центр оснащен 5-дюймовым сенсорным цветным дисплеем с посредственной графикой. Сам сенсор работает нормально. Аудиосистема снабжена модулем радио FM/AM, CD приводом способным читать MP3, имеется AUX выход и порт USB. Также имеется интерфейс Bluetooth, при помощи которого возможно воспроизвести музыку со своего смартфона или воспользоваться приложением интернет-радио. Есть и функция распознавания голосовых команд, что позволяет пользоваться системой, отдавая команды лишь голосом без участия кнопок. В нашей версии система дополнена стандартными шестью динамиками, которые не обладают «супер» звуком, поэтому говорить об удовольствии от прослушивания любимой музыки в этом авто не приходится. Однако за дополнительные деньги вы можете заказать себе систему BOSE Sound System Hi-Fi, состояющую из восьми качественных динамиков и 8-канального цифрового усилителя и сабвуфера. Вполне вероятно, эта система сможет реализовать воспроизведение отличной музыки на хорошем уровне.
Что можно отметить еще? На дисплей мультимедийного центра можно вывести данные бортового компьютера, то есть расход топлива, трип и другие данные. Также на этом дисплее можно произвести некоторые настройки автомобиля и звука. В то время как, на щитке приборов есть свое меню и свои кнопки управления слева от руля, тут можно настроить звук «лимитера» скорости, сбросить трип компьютер и т.п.
Если спереди сидеть комфортно и удобно, то сзади это удовольствие для тех, кто не знаком с клаустрофобией. Даже за водителем ростом 175 см на заднем диване тесновато, а проем для посадки на задний диван мал, даже, несмотря на сдвигаемые передние кресла. Сажать на задний диван ребенка в кресло или люльку тоже не удобно, тем более, чтобы осуществлять манипуляции с креслом, нужно на всю ивановскую открыть переднюю дверь, а в московских условиях это проблематично. Так, что это, можно сказать, купе для молодых холостяков, которым кроме своего рюкзака больше нечего класть на задний диван, а молодые друзья с легкостью залезут туда, ведь молодым все равно как сидеть и куда ехать, главное получать от жизни удовольствие. MiTo как раз его и дарит. Багажник обладает объемом 270 литров, а задние сидения можно сложить, так что велосипед или сноуборд влезут, правда в этом случае MiTo на борт может взять не более одно пассажира, не считая водителя, так как спинка второго ряда складывается целиком.
Перейдем к начинке Alfa Romeo MiTo, которая как раз и открывает владельцу доступ к приятному острому послевкусию от управления этим автомобилем, подобно традиционному итальянскому соусу аррабиата.
Построена Alfa Romeo MiTo на платформе, которая разработана совместно двумя концернами GM и FIAT - GM Gamma (GM4300) / FIAT B Small. Сотрудничество этих компаний сравнительно давно прекратилось, но обе компании пока еще пользуются совместными наработками. На аналогичной платформе был сделан хэтчбек Opel Corsa D, и, кстати, новое поколение Opel Corsa E также построено на этой «тележке» с некоторыми доработками. Эта платформа лежит в основе и таких машин как первое поколение Opel Meriva до 2010 года, FIAT Grande Punto и FIAT Linea.
Под капотом нашего тестового автомобиля, как говорилось выше, турбированный бензиновый мотор Turbo Petrol MultiAir с непосредственным впрыском топлива и системой изменения фаз газораспределения объемом 1.4 литра мощностью 170 лошадиных сил. Данный силовой агрегат выдает максимальный крутящий момент 250 Нм при 2500 об/мин, а максимальную мощность 170 л.с. при 5500 об/мин. Этот же мотор устанавливается и на модель Giulietta, а также в менее мощном варианте 140 л.с. на MiTo. Важно отметить, что моторы соответствует эконормам Евро 6. В 2010 году этот мотор выиграл в номинации «Лучшая новинка года» в международном конкурсе The International Engine of the Year Awards (лучшие двигатели года). По сей день этот мотор уникален своей высокой отдачей по лошадиным силам с литра объема. Однако такая эффективность сказывается в виде серьезной нагрузки на весь двигатель и как следствие, для владельца выражается в требовательности к качеству топлива и масла. Технология MultiAir управляет в двигателе подачей воздуха в цилиндры с учетом требований системы к каждой конкретной ситуации. В результате, мощность мотора увеличивается на 10 – 35% и до 15% повышается крутящий момент на низких оборотах, на 12% увеличивается приемистость и на 10% снижается расход топлива. Разгон до сотни на MiTo с этим мотором массой 1245 кг занимает всего 7,3 секунды, а максимальная скорость составляет 219 км/час. Помимо отличных динамических характеристик соотношение веса к мощности - 7,3 кг на л. с. наделяет автомобиль хорошей маневренностью, но об этом позже. Такие результаты получились благодаря не только мотору, но и 6-ступенчатой роботизированной трансмиссии с двойным сухим сцеплением, которая имеет название TCT (Twin Clutch Transmission). Коробка передач TCT способна передавать крутящий момент до 350 Нм, поэтому у нее отличный потенциал для использования с более мощными моторами. Коробку совместно разработали компании FIAT, Borg Warner и Magnetti Marelli. Вес этого агрегата всего 81 кг. Такая же КПП устанавливается на спорткар Alfa Romeo 4C. Коробкой можно управлять с помощью лепестков на рулевом колесе, а также с помощью рычага КПП, который, как у спортивных раллийных машин от себя понижает передачу, к себе повышает. Такой же алгоритм используют гражданские автомобили Mazda и BMW.
Как все современные машины MiTo оснащена системой Start&Stop, которая автоматически останавливает и затем запускает двигатель автомобиля во время кратковременных остановок, например, на светофорах. Понравилось, что функция всегда отключена по умолчанию, и вы можете включить ее только по вашему желанию. В то время как у большинства авто производителей она наоборот, всегда включена по умолчанию и если водитель не хочет использовать эту систему, он вынужден перед каждой поездкой ее выключать.
Двигатель с коробкой передач дополнены системой ALFA D.N.A, являющейся собственной разработкой компании. Эта система адаптирует поведение автомобиля под различные условия эксплуатации. Всего в этом переключателе возле КПП три режима: Dynamic, Natural и All Weather. Режимы «Natural» и «All Weather» мало отличны друг от друга. Первый режим использует настройки систем автомобиля в нейтральном положении и предназначен для обычной городской повседневной езды. «All Weather» отличается от «Normal» только тем, что система VDC (система динамического контроля устойчивости автомобиля) и ASR (антипробуксовочная система) сработают в случае необходимости раньше, чем в режиме «Natural» и «Dynamic». Самый интересный режим, как ни странно, «Dynamic» – именно он раскрывает весь смыл, и потенциал этого автомобиля. Что делает этот режим? Он обеспечивает особую конфигурацию настроек автомобиля, при которой его работа становится более спортивной. Двигатель быстрее реагирует на нажатие педали акселератора, а в КПП включается программа, которая сокращает время переключения передач на величину до 25%. Кстати, как раз в режиме «Dynamic» мотор работает на полную катушку, выдавая свой максимальный крутящий момент в 250 Нм при 2500 об/мин. В других режимах (Natural, All Weather) момент на 20 Нм меньше на тех же оборотах. Система динамической стабилизации (VDC) позволяет автомобилю сорваться в занос и вмешивается, если угол поворота рулевого колеса и угол заноса представляют опасность. Антипробуксовочная система (ASR) также работает в специальном режиме, допускающем пробуксовку колес, и не душит двигатель при срыве с места на скользком покрытии. Рулевое управление тоже становится острым и спортивным. Блок электроусилителя расположен на рулевом валу, производит его компания TRW/Delphi. Передаточное отношение 12,6:1, а количество оборотов от упора до упора всего 2,6.
У этого переднеприводного автомобиля ко всем прочим прелестям имеется еще и электронный дифференциал ALFA Q2, который активируется только в режиме Dynamic и работает по принципу самоблокирующегося дифференциала на передней оси. У производителя система имеет маркировку Electronic-Q2, кстати, как новинка она дебютировала в 2008 году на Alfa Romeo 159. Алгоритм системы следующий. Электронная система ALFA Q2 управляется модулем ESC (динамическая система стабилизации автомобиля), которая в случае обнаружения проскальзывания одного из передних колес притормозит его, а крутящий момент передаст на колесо с лучшим сцеплением. Таким образом, электроника оптимально распределяет крутящий момент между колесами. Система работает в любой дорожной ситуации, как на скорости, так и при старте. Подобная система имеется у концерна VAG ее можно встретить у моделей Volkswagen Golf 7 и Passat.
Режим «Dynamic» за всю неделю тест-драйва я выключил пару раз, но экономить топливо на этом автомобиле нет никакого желания, потому что он горяч и остр и заряжает энергией скорости и активного управления. Вероятно с мотором 0.9 л или версией со 140 л.с. желания перейти на более экономичный режим вождения будут, но тут - нет! Именно по причине этого моего бунта расход топлива в смешанном цикле составил у нас 11,8 литров 95 бензина на сотню. Поэтому 45 литров полного бака улетают быстрее, чем хотелось бы. А производитель обещает 7,0 литров в городе, 4,4 литра на трассе и 5,4 литра в смешанном цикле на сотню. Честно говоря, я лично не знаю, как достичь таких результатов.
Ну, не будем о грустном. В MiTo еще масса интересных штук, которые добавили ей управляемости и устойчивости на дороге, а расход это не главное. Передняя подвеска у MiTo независимая с пружинами типа МакФерсон и имеет стабилизатор поперечной устойчивости, сзади установлена полузависимая торсионная балка с пружинами и амортизаторами. В версии с мотором 105 л.с. (0.9 л) амортизаторы стоят фирмы Sachs, которые имеют внутри корпуса в штоке дополнительную пружину, обеспечивающую большую мягкость и лучший демпфер. В нашем автомобиле и аналоге с мощностью 140 л.с. в стандартную комплектацию входит адаптивная подвеска ALFA (Alfa Adaptive Suspension), которая комплектуется амортизаторами фирмы Magneti Marelli с переменными характеристиками жесткости (перепускными клапанами). То есть амортизаторы сами автоматически, в зависимости от условий эксплуатации изменяют свои настройки. Как это происходит? Перепускной клапан точно реагирует на нагрузки, например на ухабистой дороге, второй клапан увеличивает масляный поток, тем самым улучшая способность амортизаторов поглощать неровности, обеспечивая максимальный уровень комфорта. На хорошей дороге с качественным покрытием задействуется только главный клапан. По личным замечаниям можно отметить, что подвеска все же коротходная и в машине потряхивает в силу короткой базы, размер которой – 2511 мм. Однако общие впечатления очень хорошие, она отлично гасит мелкие стыки, неровности и средней величины ямы. Пробить ее сложно, демпфер у нее хороший. Автоматические амортизаторы не испортили и управляемость машины, она не заваливается в поворотах и не взлетает на плавных кочках, она едет точно и сбалансировано. Единственное, на что можно пожаловаться – это то, что колею MiTo не очень любит. Сделать подвеску чуть мягче можно и при помощи более пухлой резины, например 195/55 R16, но тогда автомобиль потеряет свой вид.
Что позволяет MiTo? Проходить пологие повороты и дуги под тягой, резвить в потоке и ездить быстро. Понравилось ощущение контроля над автомобилем и его возможностями. Итальянцы справились с задачей, создавая острый и жгучий Alfa Romeo MiTo.
Alfa Romeo MiTo способна подарить праздник. Включив селектор «Dynamic» и перейдя в режим ручного переключения передач, ты наслаждаешься этой «букашкой», получаешь удовольствие от движения. Заметьте не от покоя, отличной музыки и звукоизоляции, а от шума шин и улицы, и звона малообъемного мотора, который приятно басит выхлопом на выпуске. А еще вас провожают взглядом прохожие. А все почему? Сбалансированное шасси, мощный мотор, хорошая коробка передач и удобные сидения заставляют вас поверить в то, что именно это вам и нужно сегодня. А что будет завтра? Задумываться не хочется…
Стоимость автомобиля Alfa Romeo MiTo (1.4T TCT) от 1 485 000 руб.