Тест-драйв
LADA 4x4
Классика жанра
(28.11.2016 )
Фото компании LADA и PushCAR

Только представьте, практически сорок лет назад, в 1977 году первый автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» сошел с конвейера в Тольятти. А ранее, в самом начале 70-х годов, началась разработка и проектирование будущего внедорожника. Задача инженеров была непростая, нужно было создать автомобиль повышенной проходимости, и, чтобы он был комфортным, как легковой седан. Подобных машин в то время практически не было, из внедорожников россиянам предлагался УАЗ 469, в Европе были только Land Rover, а в Америке Jeep CJ7, Ford Bronco и разные GMC, Chrysler и Plymouth. Все полноприводные внедорожники в те годы были рамными, тяжелыми, неповоротливыми и прожорливыми. Наш же ВАЗ 2121 спроектировали с несущим кузовом и пружинной подвеской, что обеспечило ряд преимуществ, которые выразились в комфорте и экономичности отечественного автомобиля. Успех советских инженеров не заставил долго ждать. Сразу после выпуска первого тиража, последовал второй, третий и… вот уже наше время. Большой спрос был не только в СССР, но и в других государствах по всему миру. В тот момент «Нива» являлась ярким примером технического прогресса и успеха.

Тест-драйв LADA 4x4: Классика жанра

В те же 70-е, основатель компании Apple Стив Джобс выпускает свой первый серийный компьютер Apple II, который продается в Америке как горячие пирожки. Этот компьютер стал наиболее успешным IT-проектом того времени. Уникальность этого персонального компьютера была в том, что он был небольших габаритов и был хорошо приспособлен для работы, как дома, так и в офисе, а этого как раз очень не хватало в те годы.

Вот так, в двух разных уголках земли, в одно и то же время создавались продукты, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни. Прошло уже сорок лет, и мы видим, как далеко ушел прогресс в области автомобилестроения и IT-технологий. Сейчас у большинства жителей планеты есть собственный автомобиль и персональный компьютер.

Вспоминая историю ВАЗ 2121, возникает большое чувство гордости за нашу страну, но оно быстро испаряется, когда понимаешь, что вот она эта история стоит под твоим окном, а на столе лежит связка ключей от нее. С этим автомобилем даже машина времени не нужна, сел в нее и ты в 70-х. Но все тот же «Айфон» заставляет почувствовать разницу между теми, кто стремился с каждым годом совершенствовать свой продукт, а кто просто зарабатывал деньги.

Когда у нас представилась возможность взять на тест-драйв новую 3-дверную LADA 4x4 Urban, которая сейчас продается в автосалонах, было бы глупо отказаться от такой возможности. Так что полторы недели мы провели в компании с этим автомобилей. Важно заметить, что сейчас «Нива» имеет название – LADA 4x4. Но все по старинке, как в старые добрые времена, называют ее просто «Нива».

Давайте для начала разберемся, почему LADA Urban и что несет в себе это приставка. Такое название получила комплектация, которая отличается от обычной версии только внешностью и набором опций. Изменений немного, но они сразу бросаются в глаза. В версии Urban установлены другие бампера, которые интегрированы под общий силуэт автомобиля, новая решетка радиатора, ручки дверей черного цвета, большие зеркала заднего вида и легкосплавные диски R16. Казалось бы, так мало изменений и все они такие поверхностные, и без каких-либо вмешательств в конструкцию. Но, благодаря небольшому внешнему «приукрашиванию», многие думают, что это новое поколение автомобиля. И как бы ни были просты изменения внешнего вида, стоимость они прибавляют «Ниве». Этот «причесанный автомобиль из прошлого» начинается с отметки в 512 100 рублей, если не брать в расчет действующие на модель акции. Причем, как и много лет назад, за эти деньги вы получите автомобиль, у которого лючок бака не запирается, каркасные щетки плохо очищают ветровое стекло, багажник открывается исключительно из салона, а что такое центральный замок «Нива» до сих пор не узнала. Для особых автолюбителей это приятный бонус, потому что после покупки можно отправиться на авторынок и выбрать разные аксессуары для своей «ласточки» в виде крышки горловины бака с ключом или новые бескаркасные щетки. Можно заранее запастись и расходниками первой необходимости!

За сорок лет выпуска этой модели ее серьезно обновили лишь один раз, и то в конце прошлого века. Тогда задние фонари от ВАЗ 2106 заменили новыми, можно сказать эксклюзивными, которые не были взаимозаменяемыми с другими моделями АВТОВАЗа. Из салона тогда исчезли - панель приборов, руль и сидения от «шестерки», появилась немного иная концепция салона, которая сохранилась до сих пор. Так что в наши дни рассуждать об удобстве или эргономике не приходится, все осталось на своих местах. Многие видят в этом стиле особую архаичность, но на самом деле это некий набор разномастной пластмассы, которая не очень приветственно выглядит. Важно заметить, что «современный» Urban очень богато оснащен по меркам 70-х, но заметно уступает рынку наших дней. Теперь в «Ниве» можно найти электрические стеклоподъемники, обогрев зеркал заднего вида и их электрорегулировку, обогрев передних сидений и кондиционер. Но чего греха таить, все выглядит так, будто делалось «на коленке» и на скорую руку. Например, кондиционер регулируется в одном месте, а включается в другом, стеклоподъемники и электрорегулировка зеркал расположились возле ручника, а магнитолы и динамиков тут вообще не предусмотрено. Поэтому, если вам нужна музыка в автомобиле, то придется раскошелиться на магнитолу и динамики.

LADA 4x4 – автомобиль, в который запрыгнул и поехал по полю в ближайшее село, так что ожидать удобные сидения и правильную посадку не стоит. Тут большой руль, который не регулируется, коробка передач, расположенная ближе к пассажиру, нежели к водителю. В итоге если вы человек небольших габаритов, то пользоваться органами управления будет непросто, тут надо потянуться, там повернуться. Примечательно, что подсветка у кнопок с обычными лампочками, которые нагревают кнопку так, что при касании чувствуется обильное тепло, да такое, что вот-вот и палец можно обжечь. В условиях крайнего севера это можно занести в плюсы, а для летнего климата средней полосы к неприятному просчету инженеров. Галерка на заднем ряду осталась прежней. Комфортно расположиться здесь взрослому человеку невозможно в силу отсутствия места для ног и подголовников, так что места хватит разве что для детей.

Объем багажника в «Ниве» 265 литров, так что у вас следующие варианты: либо складывать заднее сидение и получить 585 литров полезного объема, либо покупать багажник на крышу и прицеп. Тот, кто владел таким автомобилем или близко с ним знаком, прекрасно знает, что на этой машине без дополнительных приспособлений ничего не увезешь. А если захочется поностальгировать о прежних «Жигулях», зайдите в автосалон LADA, откройте и закройте дверь у «Нивы», и сразу вспомните, как раньше «с душой» закрывали двери. А вот с задней крышкой нужно быть аккуратнее! Случайно отпустите ее при закрытии, и она хлопнет с невероятной силой. И, если при закрытии ей помешают, например, пальцы, то она мигом решит эту проблему путем дробления и последующего отрывания, уже не нужных вам конечностей.

Открываешь капот LADA 4x4 Urban и видишь, что и сюда разработчики давно не заглядывали, ничего нового здесь нет. 4-цилиндровый 8-клапанный мотор 21214 объемом 1.7 л мощностью 83 л.с., он всем известен не первый десяток лет. Вместо двухкамерного карбюратора, как на 21213, инжектор с распределенным впрыском и с электронным управлением. Это единственный плюс, потому что карбюраторы на этих моторах, впрочем, как и на остальных «Жигулях», постоянно «компостировали» мозги своим владельцам. Но инжектор тоже может преподносить «сюрпризы», если залить не самого качественного топлива. По сравнению с предшественником, мотор 21214 стал отвечать экологическим нормам Евро 4, а следовательно заправлять его желательно бензином АИ-95. Остальные же характеристики остались прежними. Максимальный крутящий момент 129 Нм доступный при 4000 об/мин, разгон «Нивы» до 100 км/ч за 17 секунд, а максимальная скорость 142 км/час. За время нашего тест-драйва LADA 4x4 потребляла 12,8 л/100 км, что практически укладывается в паспортные данные. На мой взгляд, это прилично, и с баком объемом 42 л, приходится часто посещать заправку. В паре с мотором работает жигулевская 5-ступенчатая механическая коробка передач с индексом 21073, которая вполне вынослива и долговечна. Короткая первая передача создана у «Нивы», в первую очередь, для преодоления сложных участков на бездорожье, поэтому в городе можно сразу трогаться со второй передачи. Динамики от этой машины мы совсем не ждали, это скорее «автомобиль для правого ряда». Но и его при большом желании на трассе можно «раскочегарить» до 140 км/ч, только нужно крепче за «баранку» держаться. В движении «Нива» дает возможность «насладиться» водителю и пассажирам целым оркестром звуков от мотора, коробки передач, системы охлаждения и внешних шумов. И при такой какофонии вопрос о надобности магнитолы отпадает сам собой.

Управляемость LADA 4x4 в городе оставляет желать лучшего. Мягкая подвеска, клевки при торможении, крены в поворотах, все это можно назвать синонимами, говоря про управление «Нивы». Если проезжать змейку на скорости 40 км/ч, наглядно будет видно, как автомобиль заваливается из стороны в сторону, а если затормозить на «Ниве» в пол со 100 км/ч, то на заблокированных колесах она устремится в левую сторону, как раз там, где «встречка». Хорошо, что с этого года на LADA 4x4 Urban начали ставить антиблокировочную систему тормозов (ABS), и, надеюсь, это помогло решить проблему. Так что, за обновлением возраст автомобиля, в плане безопасности и управляемости, не спрячешь. Отсутствие подушек безопасности и систем крепления детских сидений ISOFIX вообще выглядит как то зверски в наши дни. Жесткость кузова «Нивы» далеко не лучшая. При диагональном вывешивании, кузов «играет», и, открыв дверь багажника, закрыть ее уже невозможно, нужно съезжать на ровную поверхность.

Конечно, «Нива» создана, чтобы месить грязь и ездить по полю. Ей ближе быть измазанной по стекла, нежели стоять намытой возле подъезда. На протяжении всего теста, мы несколько раз проверяли русский внедорожник раскисшими полевыми дорогами. LADA 4x4 отлично едет по проселку, подпрыгивает на ухабах и за счет своей короткой базы проезжает такие овраги, куда, даже на велосипеде, страшно заехать. Короткие свесы и клиренс порядка 22 см просто находка, когда не хочется думать о последствиях, а только ехать и ехать. LADA 4x4 Urban на полевой дороге легко проезжает даже на штатной резине. В один момент, застряв по дверь в грязи одной стороной, мы уже подумали, что пора искать буксир, но «Нива» не из тех, кто сдается в таких ситуациях. Постоянный полный привод с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом помогли Урбану легко выбраться без сторонней помощи. Это и есть самая сильная сторона этого внедорожника.

Интересно наблюдать, как АВТОВАЗ никак не отправит на покой эту модель, чтобы переключить свои силы на разработку нового поколения «Нивы». Помимо системы ABS в этом году LADA 4x4 получила ряд технических обновлений, правда с нашей версией 2015 года, оценить их мы не смогли. Известно, что инженеры реализовали независимое крепление переднего моста, что позволило снизить шумы и вибрацию на холостом ходу. Заменили передние ступицы, которые теперь не нужно регулировать, модернизировали подвеску, поставив более жесткие пружины и новые газовые амортизаторы. Претерпела изменения и внутренняя конструкция дверей. Теперь, чтобы установить динамики не нужно «колхозить», инженеры сделали специальные посадочные места под акустику и проводку.

Что сказать, по крупицам в «Ниву» постоянно что-то добавляют, автомобиль вроде как улучшают, дорабатывают, но стоит ли эта игра свеч? На мой взгляд, пора «старушку» отправить на покой, оставив в памяти историю модели и ее успех, а не ковыряться в прошлом. Ведь быстрее начав новый проект, есть вероятность снова совершить технический прыжок вперед.

В наши дни компания Apple уже выпустила «Айфон» седьмого поколения, а их компьютеры установлены в офисах по всему миру, и аналогов этой продукции нет. «Нива» тоже могла бы сменить не одно поколение, если бы, в свое время, ее будущим правильно распорядились. Но, как говориться, начать никогда не поздно. А пока, путешествуя по миру, остается с теплой улыбкой встречать нашу «старушку» в разных уголках Земли.

Стоимость автомобиля LADA 4x4 (Urban 1.7 MT) от 512 100 руб.

Выражаем благодарность представительству АВТОВАЗа за предоставленный на тест-драйв автомобиль