В России автомобильный рынок имеет весьма специфичную поведенческую модель. Это связано, в первую очередь, с тем, что люди в нашей стране крайне недоверчивы к новым брендам, тем более к автомобилям из Поднебесной. Логика тут проста – зачем покупать новый китайский автомобиль, когда за эти же деньги можно купить подержанного «японца» или «немца». Плюс все уверены в том, что «китаец» развалится на следующий день после покупки. Хотя большинство просто не знает современный принцип сборки и создания новых автомобилей, который сводится к тому, что все они собираются из одних и тех же узлов и агрегатов.
И вот таким автомобилем, собранным из комплектующих ведущих мировых производителей, стал новый рамный внедорожник Sauvana китайской компании Foton, известной больше по коммерческому транспорту. По сути Foton Sauvana – это самый дешевый рамный внедорожник с автоматической коробкой передач на нашем рынке. Он создан на базе японского внедорожника Toyota Fortuner первого поколения.
Дизайн экстерьера Foton Sauvana ничем не выделяется, он, если можно так сказать, стандартный для автомобилей такого класса – плавные линии и раздутые формы, подчеркивающие всю тяжесть и массивность автомобиля, а он действительно большой. Выделить внедорожник «из толпы» и сказать о том, что он «наших дней», призваны некоторые элементы – огромные задние светодиодные фонари, передние светодиодные ходовые огни, и большая часть хромированных элементов, без которых не может обойтись не один современный автомобиль, по крайней мере китайский.
Интерьер повторяет стиль экстерьера и действительно радует своими плавными и незаурядными формами. Сборка внутреннего пространства на приличном уровне, пластик передней панели хоть и жесткий, но имеет приятную фактуру и качественно отформован. В салоне нет никаких неприятных запахов. Карты дверей имеют вставки из кожзама или, как в нашем случае, из ткани. На выбор покупателю предлагается две модификации салона – 5 и 7 мест.
У нас на тесте была 5-местная модификация в комплектации Luxury. Это средняя и самая идеальная, на мой взгляд, версия. Тут тканевый салон и действительно большой багажник. Единственное, чего действительно не хватает пятиместной версии, так это органайзеров в багажнике под всякую мелочь. Честно говоря, не совсем понятна логика проектировщиков внутреннего пространства именно пятиместного варианта – когда сложен задний ряд сидений, получается неровная погрузочная зона, багажнику явно не хватает небольшой надстройки вровень задних подушек кресел, которая не только бы выравнивала погрузочную зону, но и образовала бы большую нишу для хранения автомобильных принадлежностей.
Стоит акцентировать внимание и на том, что ни в одной комплектации (а их всего четыре – по две комплектации на коробку передач) не будет подогрева сидений и зоны покоя стеклоочистителей лобового стекла. А если говорить про безопасность, то в любой комплектации будет только две подушки безопасности, и это максимум, что может быть. Зато уже в «базе» будет куча электронных помощников – ESC (электронная система динамической стабилизации автомобиля), HHC (система помощи при подъеме), HDC (система помощи при спуске) и TPMS (система контроля давления в шинах).
На сегодняшний день для Саваны предлагается только один двигатель – бензиновая рядная турбочетверка объемом 2.0 л. Двигатель с заводским индексом 4G20TI имеет два варианта форсировки и, в зависимости от трансмиссии, имеет мощность 201 л.с. или 217 л.с., и крутящий момент 300 Нм и 320 Нм соответственно. Мотор c цепным приводом и прямым впрыском топлива оснащается турбиной с перепускным клапаном и масляным охлаждением американской фирмы BorgWarner. Непосредственно мотор, как говорит производитель, сделан на основе двигателя VW, который, в свою очередь, немецкий производитель ставил и продолжает ставить на коммерческие автомобили. На роль аналога больше всего подходит мотор с индексом CJKA. При визуальном осмотре можно найти некоторые сходства, но по факту двигатели отличаются друг от друга. Первое, что можно отметить, это наличие у китайского мотора фазовращателей как на впуске, так и на выпуске, а немецкий мотор умеет изменять фазы только на впуске. Из-за этого крышка блока у «китайца» имеет иную форму, да и передняя крышка выполнена из алюминия. А за счет продольного расположения и большего подкапотного пространства китайский мотор имеет впускной коллектор увеличенной длины. Все перечисленное можно смело записать в плюсы.
При всех положительных деталях всегда найдутся и минусы, которые рано или поздно начнут немного раздражать. Первое, что хотелось бы отметить – работу двигателя в длительных пробках. Мотор, после непродолжительного времени толкания в пробке, начинает передавать вибрации в салон и более нервно работать на холостых оборотах. Это можно связать с небольшим перегревом всего подкапотного пространства, который, в свою очередь, может быть связан с недостаточным охлаждение двигателя в целом, так как за охлаждение отвечает электровентилятор без постоянной работы. Тут куда бы эффективнее был прямой привод на вентилятор через вискомуфту. Вторым пунктом можно отметить сборку, основанную на современной тенденции и экономии, когда соединения основных узлов мотора полностью лишают прокладочных металлопакетов и заливают все герметиком.
По началу, глядя на технические характеристики мотора, понимаешь, что его просто не хватит на той же трассе, но, при нажатии педали газа, турбомотор заставляет забыть о том, что находишься за рулем тяжелого рамного внедорожника весом более двух тонн. Двигатель уже на 1750 об/мин выдает максимальный крутящий момент в 320 Нм, а до «сотни» разгоняет Савану за 10,5 сек. При этом, на скорости 120 км\ч мотор имеет запас мощности и легко помогает совершать обгоны на трассе, разгоняя автомобиль до 170-180 км\ч. Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро 5 и требует топливо с октановым числом не ниже 95. За время нашего теста расход топлива в смешанном цикле составил 13,4 л на 100 км. Бака на 75 л при активной манере езды должно хватать на 550 км. Конечно, учитывая современные мерки, расход топлива получается не такой уж и маленький, но при желании его всегда можно уменьшить, если передвигаться более спокойно.
На высокой скорости Савана имеет все повадки рамного автомобиля. Высокий центр тяжести, мягкая подвеска, отсутствие симметричного рычага поперечной устойчивости – все это заставляет на высокой скорости как бы парить над дорогой, порой теряя бдительность. Тем не менее, Савана прогнозируемо рулится и отлично держит прямую траекторию, даже если на дороге есть колея, а хорошие настройки гидроусилителя руля избавляют от лишних подруливаний. Тормозная система порадовала своей информативностью и эффективностью. Тормоза (суппорта и диски) здесь намного лучше и физически больше, чем, например, на KIA Mohave, а более грамотное распределение тормозного усилия не так кренит «морду» при резком торможении.
Но по-настоящему себя проявляет Sauvana не на трассе, а на проселочной дороге с ямами и ухабами. Сказать, что подвеска настроена идеально, ничего не сказать. Савана буквально проглатывает все неровности и кочки. Не бросая газ можно ехать по полю и не боятся пробить подвеску. При этом в салоне не будет что-то скрипеть или отваливаться обшивка. Это действительно тот случай, когда хочется ездить на автомобиле по плохим дорогам, не боясь ни грязи, ни песка, а минимальный дорожный просвет в 220 мм будет придавать уверенности.
На выбор покупателю предлагаются две коробки передач – механическая и «автомат». Первая, это коробка японской фирмы Aisin, она комплектуется с первой вариацией мотора (201 л.с.), а автоматическая коробка немецкой фирмы ZF с индексом 6HP21 идет с мотором 217 л.с., как в нашем случае. Автоматическая коробка работают великолепно, переключения передач происходят плавно и без задержек. Она хоть и старше следующей модели 6HP26, но переключает передачи намного плавнее и без явных толчков и пинков. «Автомат» имеет три режима работы: Экономичный (Eco), Спортивный (S), Зимний (Snow). Суть всех режимом заключается в моменте переключения передач как вверх, так и вниз, а в случае с зимним режимом коробка на старте никогда не включает первую передачу.
Независимо от коробки, привод предлагается только полный, а если быть точнее – то полный подключаемый. И тут производитель его относит к типу TOD, то есть к приводу, который подключает переднюю или заднюю ось автоматически с помощью гидро- или электромагнитной муфты. Но так как внедорожник рамный с продольным расположением двигателя, значит основной привод у него на задние колеса, и есть раздаточная коробка, которая распределяет момент между осями, плюс есть возможность включения только задней оси (2H). Из этого следует, что полный привод Саваны можно отнести и к типу Part-Time (полный привод по требованию). Передняя ось у Фотона подключается с помощью электромагнитной муфты, частично момент передается на переднюю ось в режиме «Auto» и половина момента отдается, когда выбран понижающий режим «4L». В арсенале «китайца» в базовом оснащении есть и самоблокирующийся дифференциал повышенного трения (LSD) в заднем мосту, правда какого он типа производитель не уточняет. Задний неразрезной мост поставляется американской компанией Dana, а модель моста 44. Стоит отметить, что блокировка дифференциала происходит достаточно быстро и изначально есть небольшой преднатяг, который даже без проскальзывания одного из колес всегда крутит свободное. Если же задний дифференциал заблокировался, а автомобиль преодолел препятствие и благополучно выехал на ровную поверхность, то не стоит сразу поворачивать или разворачиваться, так как для «растяжки» блокировки требуется проехать по прямой несколько метров, чтобы избежать неприятных хрустов в заднем редукторе.
Отдельно у Саваны можно отметить и карданные валы, которые не просто большие в сечение, а реально гиганты. С одной стороны это большой плюс, надежность и прочность, плюс балансировка большого кардана в сечение всегда лучше, а с другой, можно их было сделать и немного меньше, дабы облегчить и снять лишнюю нагрузку с крестовых соединений и выходных валов раздаточной коробки. Но тут производитель, скорее всего, думал больше о бездорожье, нежели о небольшом избыточном весе, так как выносливость и прочность на оффроуде играют решающую роль. К приятным мелочам можно отнести и подход к изготовлению рамы – на заводе в задней части делаются отверстия с нарезанной резьбой под фаркоп.
Производитель в ближайшее время обещает вывести на рынок дизельную версию с мотором фирмы Cummins объемом 2.8 л. Этот агрегат сейчас доступен на пикапе Foton Tunland, он выдает 163 л.с. Данный мотор устанавливают многие производители, особенно коммерческого транспорта. Но это произойдет не раньше того срока, когда Фотон начнет собирать свои внедорожники на территории нашей страны по полному циклу. На данный момент производство происходит в соседней Беларуси на предприятии «Белджи».
С гарантийной политикой все предельно ясно – официально производитель дает гарантию 36 месяцев или 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Однако сейчас Foton для увеличения продаж предлагает не только большие скидки на покупку новых автомобилей, но и предоставляет расширенную гарантию – 7 лет или 120 000 км пробега на основные узлы и агрегаты.
На данный момент ценовая политика такова, что автомобиль с «механикой» стартует с отметки 1 559 990 руб., а самая дорогая комплектация с семиместным салоном стоит по прайсу 1 839 990 руб. Конечно, есть и небольшой сдерживающий фактор для большей популярности - не совсем логичная мощность двигателя. Получается, что владельцы в большинстве регионов РФ будут платить за автомобиль по повышенной налоговой ставке. Но в ближайшее время, будем надеяться, производитель сможет адаптировать мощность двигателя под более низкую ставку.
Тем не менее, сегодня можно купить новый внедорожник Foton 2016 года выпуска с рекордной скидкой в 344 000 руб. Такая скидка как раз распространяется на автомобили в комплектации Luxury с автоматической трансмиссией. Так что для любителей больших рамных автомобилей Foton Sauvana обойдется дешевле среднеразмерного кроссовера с полным приводом даже в самой простой комплектации, не говоря уже про прямых конкурентов - Toyota Fortuner или Mitsubishi Pajero Sport, которые в аналогичных модификациях стоят далеко за 2 млн руб. Получается, что Савана становится весьма выгодным приобретением с большим внедорожным потенциалом.
Стоимость автомобиля Foton Sauvana (2.0 TGDI AT 4WD) от 1 739 990 руб.