Компания Mazda празднует в этом году свой 100-летний юбилей, и было бы странно, если бы по такому поводу поклонники марки остались без сюрпризов. Но для начала немного истории. Компания Мазда берет свое начало в 1920 году с предприятия Toyo Cork Kogyo, которое занималось добычей пробкового дерева. В те годы президент компании Юдзиро Мацуда решил не ограничиваться торговлей и перешел к производству изделий из пробки, а после и вообще к созданию станков и инструментов. Уже в 1931 году появился первый грузовой трицикл Mazda-Go. С этого момента началось активное развитие автомобильного транспорта компанией Мазда, и в 60-х появился первый легковой автомобиль R360 Coupe. Позже был рожден легендарный роторный двигатель и состоялся громкий успех – победа в гонке «24 часа Ле-Мана» на прототипе Mazda 787B. И, конечно, одно из значимых событий современности – в 2011 году представлена линейка технологий SKYACTIV, которая развивается и сегодня. В 2020 году спустя ровно 100 лет со дня основания, делая шаг в электрическое будущее, компания Mazda выпускает свой первый серийный электрокар MX-30, который, скорее всего, в России мы пока не увидим.
Несмотря на тот факт, что 100 лет марке исполнилось в прошлом году, Mazda отмечает годовщину только сейчас. Почему так – загадка. Но главное, что про подарки японцы не забыли и спустя год представили юбилейную серию Century Edition и спецсерию Noir. Эти версии получили популярные модели в России: Mazda6, Mazda CX-5 и Mazda CX-9. Нам представился случай познакомиться с кроссовером CX-9 в коллекционной серии Century Edition и в специальной версии Noir.
Mazda CX-9 – большой 7-местный кроссовер, который очень любим в Штатах. В принципе, для американского рынка он и был задуман, но в конце 2012 года российский офис решил наладить его поставки к нам. С тех пор CX-9 заняла долю рынка в нашей стране и обрела своего покупателя, потеснив конкурентов. На сегодня в продаже предлагается второе поколение «девятки», пережившее рестайлинг в 2020 году. Конкуренты тоже менялись за эти годы, а некоторые игроки и вовсе покинули на рынок, например, Honda Pilot и Ford Explorer. В настоящий момент конкуренты CX-9 – Toyota Highlander, Hyundai Palisade, Chevrolet Travers и Infiniti QX60.
Доля Mazda CX-9 в России в своем сегменте с 2018 года держится стабильно в пределах 3,5 – 3,7%. Но есть и интересный момент: статистика продаж CX-9 демонстрирует пользовательский спрос в основном на автомобили в богатых комплектациях. Базовую версию Active выбирает всего лишь 1% покупателей, 5% готовы покупать Supreme, 30% берут Exclusive и 64% отдают предпочтение максимальной версии Executive. Принимая во внимание такой расклад, были созданы специальные серии – Mazda CX-9 Noir на базе Exclusive и CX-9 Century Edition на базе Executive.
Внешность CX-9, как и у других моделей марки, разработана в соответствии с философией «KODO – Душа движения». Мазда вкладывает в это понятие ряд параметров: длинный капот, большие колеса, обтекаемая линия крыши, короткие передний и задний свесы. Собрав все воедино в CX-9, дизайнерам удалось создать пропорциональный и законченный образ. Особый шарм добавляют узкие светодиодные фары адаптивного освещения в сочетании с массивной 5-уголовой решеткой радиатора и большими колесами 255/50 R20.
Даже если вы никогда раньше не сидели в Мазде CX-9, в интерьере сразу узнаете черты других моделей: руль, кнопки, центральный дисплей, блок управления мультимедиа – все унифицировано. Но важно, что от модели к модели передается не только стиль фурнитуры, но и подход к эргономике. Инженерам и дизайнерам удалось найти баланс решений, который получает лестные отзывы от водителей разного возраста и комплекций. Однако не все так идеально. Я заметил закономерность. Если невысокий человек сидит ближе к рулю, то он не сможет удобно положить локоть на центральный подлокотник, так как его длина не регулируется. А если наоборот, водитель высокий, то его правое колено будет упираться не в мягкую специальную подушечку, а уже в жесткий пластик центрального тоннеля.
Если к водительскому месту есть претензия, то к пространству салона и его вместимости вопросов точно нет. В Мазде CX-9 три ряда сидений, и места с лихвой хватит на 6 пассажиров. Причем на «галерке» расположиться могут и взрослые, а забраться туда довольно легко. Благодаря углу отклонения спинки в 33 градуса, пролезть между задней стойкой и откинутым сидением довольно просто. При сложенном третьем ряде сидений в багажнике 810 л полезного объема, а в случае полной посадки всех пассажиров останется только 230 л. Эту проблему с пространством можно решить кофром на крышу, но важно помнить, что допустимая нагрузка на крышу составляет 100 кг.
За рулем CX-9 сразу привыкаешь к его внушительным габаритам (5075х1969х1747, колесная база 2930 мм) и чувствуешь себя как в небольшом кроссовере. Это удивительное свойство вкупе с крупными зеркалами позволяют легко маневрировать как в городском потоке, так и во дворе.
Линейка двигателей для «девятки» не богата, всего один мотор, с которым мы недавно познакомились у Mazda6. Это 2,5-литровый турбо двигатель SKYACTIV-G 2.5T, отвечающий эко нормам Евро6 и выдающий 231 л.с. и 420 Нм момента. Несмотря на разницу в массе седана и кроссовера, у последнего с динамикой все неплохо – 8,6 сек. до сотни и максимальная скорость 210 км/час. В паре с мотором трудится такая же, как в «шестерке», 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Что касается расхода топлива, то тут надо быть готовым к 12,7 л на 100 км в городском режиме и 9,2 л в смешанном. На трассе на «круиз контроле» можно добиться результата в 7,2 на «сотню». Объем топливного бака 74 л.
Построена «девятка» на увеличенной платформе CX-5 и, несмотря на то, что сама конструкция изменилась, в управляемости и комфорте CX-9 не потерял и близок к своему младшему брату. Схема подвесок осталась такой же: спереди МакФерсон, а сзади многорычажка. Едет CX-9 очень собрано и мягко, за счет большей массы и длинной базы он более комфортен, особенно на трассе. Заслуга еще и в акустическом комфорте, инженеры внедрили в это поколение порядка 22 кг звукоизоляционных материалов, а также применили более жесткие элементы в конструкции, чтобы убавить резонирующие шумы. Спереди установлены двойные стекла толщиной 4,8 мм. Эти доработки позволили улучшить «шумку» на 12% и снизить дорожные шумы на 2 дБ в сравнении с прошлым поколением.
На трассе все – супер, а вот на пересеченной местности на руль приходят вибрации от дорожного полотна, а также появляется шум от гравия в арках, но это оправданная плата за образ с большими красивыми дисками и низкопрофильной резиной. Кстати, система полного привода I-ACTIV AWD, представленная еще в 2013 году на модели CX-5, пришла и сюда, но в обновленной генерации. Все также при помощи электронных датчиков, теперь их 27 (раньше было только 10), система 200 раз в секунду анализирует такие параметры, как скорость движения, степень проскальзования колес и другие и определяет нужное соотношение перераспределения момента между осями. Также появился помощник Off-road Traction Assist, который активируется кнопкой слева от водителя и позволяет активировать имитацию блокировки переднего и заднего дифференциалов при помощи тормозов, это должно дать возможность CX-9 преодолеть диагональное вывешивание.
Кроссовер оснащен системой безопасного вождения G-Vectoring Control Plus (GVC Plus), которую мы уже встречали ранее в Mazda6. Она способна притормаживать наружное переднее колесо при повороте руля для более уверенного прохождения поворотов, например, в дождь или зимой на скользком покрытии. И еще одна новинка обновления 2021 года – это адаптивный круиз-контроль MRCC с системой Stop&Go, который умеет держать заданную скорость, сохранять дистанцию за впереди идущим авто, автоматически тормозить, а том числе и экстренно. А вот стартовать сам он пока не умеет.
Так что же выбрать: Mazda CX-9 в комплектации Century Edition или Noir?
Mazda CX-9 Century Edition – это версия максимальной комплектации Executive, но с уникальными элементами отделки. Переплата за Century Edition в отличие от Executive составит ~2%
Mazda CX-9 Noir – это комплектация Exclusive в особом стайлинг-пакете. Переплата за Noir в отличие от Exclusive составит ~1%
Версии отличаются только отделкой в экстерьере и интерьере и будут интересны тем, кто во всем ценит индивидуальность, эксклюзив и готов за них немного доплатить. И тут я с Маздой согласен: если покупатель просит «топовые» версии и хочет эксклюзив, то почему бы ему их и не предложить.
Стоимость автомобиля Mazda CX-9 (2.5T AT AWD) от 3 223 000 руб.