В моей практике часто бывает, что коллеги или знакомые, увидев меня на новом тестовом автомобиле, спрашивают: «Как машина...?» И данный вопрос уже давно не удивляет, ведь людям интересно, и они ждут отзыва или совета. В этот раз в нашу редакцию попал на тест бизнес седан «F» класса с удлиненной базой Volkswagen Phaeton. Сначала как обычно по приезду в офис коллеги спросили первое мнение об авто и его особенностях, обсудили. Вечером после рабочего дня выйдя на парковку, я был пойман соседями по офисному комплексу, которые стали расспрашивать про машину, тоже обсудили. На следующий день, когда я остановился для покупки цветов на праздник, на входе в магазин, меня догнал владелец припаркованного рядом Audi Q7 и сразу же прозвучал вопрос: «Как «Фаэтон»?» Все интересующиеся люди озадачили меня: «Почему все спрашивают, интересуются и восхищаются, но машин таких в городских потоках особо не прибавляется?» То есть интерес к машине очень высокий, но ездят эти «премиум-люди» совершенно на других авто. Попробуем разобраться в этой ситуации.
Заглянем в историю Volkswagen Phaeton. Автомобиль довольно молод по сравнению с основными конкурентами. Прототип автомобиля, под рабочим названием Concept D, впервые был представлен в 1999 году на Франкфуртском автосалоне. Первый Phaeton был произведен в 2002 году, ровно 10 лет назад. В то время как конкуренты со своими моделями - Mercedes S-Класса, BMW 7 серии, Audi A8, Lexus LS выпускают свои машины «F» класса практически с далеких 80-х и раньше. У модели Phaeton есть несколько особенностей: во-первых, исторически так сложилось, что данный автомобиль, по начинке, фактически является известной всем Audi A8, во-вторых, он собирается в основном вручную на известной стеклянной мануфактуре* в Германии в городе Дрезден. Где по запросу каждый будущий клиент может приехать и понаблюдать с чашечкой кофе за процессом сборки своего автомобиля. Кроме клиентов, любой желающий может посетить Стеклянную мануфактуру с экскурсией. Также следует отметить, что с апреля 2007 года Phaeton является первым автомобилем высшего класса, который с дизельным двигателем V6 TDI выполнил нормы экологического стандарта Евро 5. И все, казалось бы, прекрасно и этот автомобиль должен был быть очень популярен, но россияне, почему-то редко отдают предпочтение ему. Всего с момента появления Phaeton в России - с 2002 года по сегодняшний день официальные дилеры реализовали 818 новых таких автомобилей, это примерно 80 машин в год и шесть в месяц соответственно. Попробуем разобраться со сложившимися вопросами к этой модели в нашем тесте.
* 11 декабря 2001 года в Дрездене концерн Volkswagen открыл Стеклянную мануфактуру. С тех пор сам завод и автомобили Phaeton, которые собираются здесь вручную, являются символом высочайшего качества, мастерства исполнения и изящества, неподвластного времени. Кроме того, производственная площадка стала популярным местом проведения культурных мероприятий.
В 2011 году в свой юбилейный год Стеклянная мануфактура достигла нового производственного рекорда: более 11 000 автомобилей Phaeton было выпущено в 2011 году. Этот показатель соответствует росту на 50% в сравнении с 2010 годом.
Внешний вид Volkswagen Phaeton не вызывает бури эмоций, но манит своим величием и благородством. Phaeton истинный консерватор для особых ценителей марки Volkswagen. С момента его появления в 2002 году кардинальных изменений облик автомобиля не получил. Только в декабре 2010 года в России представили рестайлинговое поколение модели, которое получило слегка подретушированные переднюю и заднюю части автомобиля, а также ряд хромированных накладок. Спереди автомобиль получил новую ярко выраженную решетку радиатора и новый бампер, который придал большей изысканности общей концепции. Вид сбоку сохранился прежним. Смотря на автомобиль в профиль с расстояния 20 метров, понять что это новая модель весьма сложно. Помимо вышеперечисленных изменений Phaeton получил биксеноновые фары, светодиодные реснички (ходовые огни), поворотники в боковых зеркалах, а также новую композицию задних фонарей, сделанных в новом корпоративном стиле Volkswagen с использованием светодиодной технологии. Передние фары также получили светодиодное освещение поворотов, срабатывающее при включении заднего хода, поворота руля, либо поворотника. И, пожалуй, самое интересное в фарах это новейшая система автоматического регулирования света Dynamic Light Assist от Volkswagen, которая автоматически использует дальний свет и переключает его на ближний при приближении встречного транспорта, либо во время приближения к впереди идущей машине. На практике, уже не в первый раз убеждаюсь в том, что это очень удобная и незаменимая функция в долгой дороге в ночное время суток. Phaeton освежили, изменения на лицо, но поклонники, которых не много, явно ждали большей новизны.
Размеры автомобиля сохранились прежние, также как и выбор из двух возможных версий кузова – обычной (длинна 5055 мм, колесная база 2881 мм) и удлиненной (длинна 5175 мм, колесная база 3001 мм).
В технической составляющей обновленный вариант практически не получил явных изменений. Из линейки предлагаемых для этой модели моторов исчезли два силовых агрегата - турбодизель 3.0 л TDI 280 л.с. и топовый бензиновый 6.0 л W12 мощностью 450 лошадиных сил. На выбор российским покупателям оставлены два бензиновых мотора - 3.6 л V6 FSI 280 л.с. и 4.2 л V8 335 л.с. Обе версии комплектуются 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Tiptronic, а также постоянным полным приводом 4Motion с адаптивной пневмоподвеской, и отличаются лишь длинной базы и внутренним оснащением салона - 5-местный (3 места сзади), либо 4-местный (2 места сзади). Напомню, что у нас на тесте удлиненная версия с 4-местным салоном с мотором V8 4.2 л мощностью 335 л.с. о нем и пойдет речь далее.
Этот мотор обладает приятным басом, который дает понять, что мощи тут достаточно. Даже во время пуска двигателя и работе на холостых оборотах урчание завораживает слух, но это на улице. В салоне услышать рокот довольно сложно, шумоизоляция класса премиум идеально гасит практически все звуки, кроме гула шипованных покрышек на сухом морозном асфальте, остальное пассажиров не тревожит совсем. Вернемся к мотору. С таким агрегатом Volkswagen Phaeton дает возможность водителю чувствовать себя уверенно, в любом ряду. При массе автомобиля 2,2 тонны плюс пассажиры 4.2-литровый 8-цилиндровый двигатель обеспечивает отличную динамику. V8 развивает мощность 335 л.с. при 6500 об/мин, максимальный крутящий момент в 430 Нм достигается уже при 3500 об/мин. Поэтому Phaeton достигает 100 км/ч всего за 6,9 секунд, а на отметке 250 км/ч сработает ограничитель. В свою очередь 6-ступенчатый «автомат» Tiptronic продемонстрировал отличную слаженную работу с мотором и обеспечивает два главных козыря - плавность хода и скорость переключений. Причем в обычном режиме коробки чувствуется некая медлительность, списываю это на обеспечение комфортной поездки, а вот в «спорт» режиме отклик на педаль газа заметно резче и повадки коробки становятся благоприятными для динамичной езды. Благодаря этому водитель и пассажиры смогут ощутить на себе приятную перегрузку, вдавливающую в спинку кресла при ускорении. Все это удовольствие соответственно требует затрат. В технических данных к автомобилю указан расход топлива равный 18,2 л на сотню в городском режиме эксплуатации, но в ходе нашего теста замеры показали расход в 17,7 литров на 100 километров. Замечу, что это при достаточно длительном прогреве в мороз и достаточно активном режиме движения. На мой взгляд, это отличный результат для такого мотора и такой машины, тем более что бак тут целых 90 литров.
В движении Volkswagen Phaeton словно ледокол в атлантическом океане, он будто разглаживает и расчищает асфальт, как лед, чтобы пассажиры чувствовали себя очень комфортно. Такой комфорт это заслуга адаптивной пневмоподвески, которая балансирует кузов в не зависимости от манеры вождения. В подвеске реализованы специальные пневмобалоны со сжатым воздухом, в которых система, изменяя количество воздуха, изменяет дорожный просвет автомобиля. Подвеска компенсирует продольные колебания кузова при торможении и ускорении, а также на неровном асфальте. Поэтому лежачего полицейского Phaeton легко «скушает» слегка потревожив ездоков, вибрации от других мелких неровностей и стыков дорожного полотна и вовсе не беспокоят кузов и пассажиров, затухая во время работы пневмоподвески.
Постоянный полный привод делает Phaeton очень уверенным на высоких скоростях, крутых поворотах и в зимний эксплуатационный период. Комфорт салона убаюкивает, скорость не чувствуется, шумы не проникают, а под колесами лед и впереди красный сигнал светофора, и вот уже на шипах как на коньках въезжаю в настоящую реальность московских дорог. Перекресток угощает сюрпризом в виде резко затормозившего автомобиля. Большая мощность двигателя и огромный вес накладывают серьезную ответственность на того кто находится за рулем, поэтому не стоит убаюкиваться в уютном салоне этого автомобиля и уповать на электронные системы помощи водителю.
Управление Volkswagen Phaeton доставляет удовольствие. Здесь и динамика, и устойчивость и комфорт – все присутствует. Даже на мизерных московских парковках лавировать на таком автомобиле порой легче, чем на маленьком хэтчбеке класса «C». Тут отлично настроен передний парктроник, который работает еще и на боковые области передней кормы, и позволяет двигаться с очень маленькими дистанциями (информация выводится в виде лампочек на панели приборов расположенных слева и справа возле лобового стекла и сопровождается звуковыми сигналами). Движение задним ходом максимально упрощено камерой заднего вида, которая выдает информацию об угле поворота колес, траектории движения и показывается положение автомобиля.
Как говорилось выше в салоне Volkswagen Phaeton отличная шумоизоляция, но помимо этого тут масса других важных достоинств. Первое на что обращаешь внимание это доводчики закрывания дверей, крайне полезная штука. Второе что бросается в глаза это эксклюзивная роскошность внутрисалонного убранства ручной работы. Обилие кожи и панелей из настоящего дерева вызывают уважение к машине. Тут нет недоделок, вокруг мягкие и качественные материалы, обшивка кожей, вставки из дерева и обилие кнопок и регулировок, от количества которых, сначала даже теряешься. Начнем с места водителя и пассажира, вокруг которых нет ни единой механической регулировки, все электрическое, включая подголовник, высоту положения ремня безопасности. Сидения имеют функции вентиляции, подогрева, памяти и массажа. Руль регулируется в двух плоскостях также электроприводом. Тут даже дефлекторы обдува имеют сервоприводы, которые приводятся в действие, когда климат включен на обдув пассажиров - в центральной и боковых частях передней консоли открываются планки, в которых скрыты дефлекторы. Салон прогрет, и если включить климат-контроль в автоматический режим - дефлекторы скрываются за деревянными планками. Климат-контроль тут четырех зонный Climatroniс и снабжен массой систем. Например, климатическая установка учитывает изменение интенсивности солнечного света и влажности воздуха. Благодаря равномерному распределению воздушных потоков практически исключает образование сквозняков. Причем система позволяет отдельно отогревать все четыре боковых стекла автомобиля специальной клавишей на каждой двери. В морозные дни Phaeton обеспечивает быстрый прогрев салона. Показался удобным и щиток приборов, который имеет антибликовое покрытие и даже в самое яркое солнце все показания считываются легко. Примечательным в салоне оказался и стеклянный люк с электроприводом, который входит уже в базовую комплектацию модели Phaeton.
Интересным гаджетом в Volkswagen Phaeton оказалась мультимедийная система с навигацией и сенсорным управлением, которая создана явно для искушенных музыкой людей. В распоряжении владельца аудиосистема DYNAUDIO оснащенная двенадцатью динамиками, которые специально адаптированы к геометрии внутреннего пространства Phaeton и создают чистое звучание с насыщенными басами, естественными средними частотами и кристально-чистыми высокими. 12-канальный цифровой усилитель мощностью 1000 Вт обеспечивает совершенное звучание. Конечно, все зависит от качества воспроизводимой музыки, но даже MP3 треки в среднем качестве система вытягивает до достойного звучания. Также важно отметить, что мультимедиа система оснащена навигацией с понятным интерфейсом, приличной скоростью работы и сносной картой. Есть возможность смотреть TV или проигрывать DVD диски (в бардачке и багажнике есть специальные чейнджеры на 6 дисков), также система оснащена жестким диском на 30 Гб, позволяющая хранить там аудио и видео данные. Минус во всех этих премудростях только в том, что нет русификации, который явно не хватает. Да и голосовое управление заявленное производителем работает исключительно на европейских и английском языке.
Все на водительском месте хорошо, но несколько минусов для себя я все таки обнаружил – это расположение подрулевых переключателей поворотников и щеток, которые располагаются занижено по сравнению с другими автомобилями. По началу палец вечно промахивался в пустоту. Такое же расположение используется на модели Volkswagen Touareg. Вполне вероятно, что для кого-то подобное расположение является удобным, но я привыкнуть так и не смог. Плюс к этому явного звукового сопровождения поворотников тут тоже нет, поэтому если не обращать внимания на щиток приборов, можно долго ехать с включенным повортником. Оказалось весьма не удобным для водителя тянутся к управлению стеклоподъемниками на двери и кнопкам открытия бензобака и блокировке открытия окон. Модуль с кнопками расположен по ниспадающей вниз консоли в двери и до него реально приходится тянуться, да и еще смотреть, куда ты там ткнул пальцем.
Напомню, что в нашей удлиненной версии задний диван имеет двухместную компоновку, и тут все тоже серьезно. Во-первых, места здесь достаточно, даже чтобы сидеть нога на ногу. Сидения имеют 10-позиционную регулировку и аналогично передним сидениям подогрев, вентиляцию и массаж. Также тут отдельная климатическая установка, позволяющая двум задним пассажирам настраивать удобный для себя климат раздельно. Имеются в наличии видео устройства в передних подголовниках, позволяющие смотреть телевизор, DVD или подключить практически любое аудио/видео устройства через вынесенные на центральный тоннель выходы. Помимо этого у задних пассажиров имеются бардачок и функциональный подлокотник с емкостью для мелочей. Один день я специально ездил только сзади и определял комфортность и удобство этих мест. Тут складывается ощущение, что машина уважает своего пассажира и готова исполнить любой его каприз. Под сомнение попало только одно, это сложный выход с заднего дивана, оттуда реально приходится вылезать, цепляясь за проем двери и ручки. Зато садится одно удовольствие, словно заходишь в машину и садишься.
Что в итоге?
Выше я ответил на вопрос: «Как «Фаэтон»?» А дальше выбор за покупателем. Выбор с одной стороны прост, а с другой очень сложен. Трудно решится перейти к чему-то новому не как у всех. Наши финансово обеспеченные сограждане предпочитают выделяться из толпы, но в большинстве случаев это не желание демонстрировать свою яркую индивидуальность, а всего лишь отрыв от некой условно менее привилегированной части населения и присоединение себя любимых к некой условно более престижной и высокопоставленной части населения. Для такого приема «перевоплощения» есть уже принятые и понятные всем автомобили премиум сегмента, которые и ценником и именитым брендом развеют все сомнения по поводу того, насколько этот человек важен и высокопоставлен.
Volkswagen Phaeton дешевле практически на 1 миллион рублей по сравнению с конкурентами, но не уступает им ни в чем. Phaeton отлично сбалансированный автомобиль во всем, и в технике и в оснащении. Но несмотря на его десятилетние присутствие на авто рынке покупатели не спешат доверится марке Volkswagen в этом сегменте. А пока люди не замечают Phaeton, владельцы этих машин, сэкономив миллион, получают удовольствие от использования этого автомобиля, качества сборки и оснащения, а так же от уникальности самой модели.
Чтобы увеличить продажи модели Phaeton в России концерну Volkswagen достаточно договориться с государственными структурами о поставке этих машин в органы управления и учреждения для первых лиц. И сразу же народ потянется в автосалоны Volkswagen покупать Phaeton, как свою визитную карточку очень значимого человека. А пока люди задают все тот же вопрос: «Ну и как он?», и продолжают покупать себе другие автомобили.
Стоимость автомобиля Volkswagen Phaeton (Long 4.2 Tiptronic 4Motion) от 4 352 500 руб.