Freelander – младший представитель линейки автомобилей Land Rover, который на свет появился позднее своих старших братьев по модельному ряду. Но, несмотря на этот факт, он стал почти таким же узнаваемым, как старший Discovery или серьезный внедорожник Defender 90.
История модели Freelander берет свое начало в 1997 году, тогда впервые увидело свет первое поколение этой модели, которое позиционировалось, как «легкий» внедорожник премиум класса. Эта была первая модель концерна, которая была построена с независимой подвеской без рамной конструкции и жесткого полного привода на все четыре колеса. В те годы покупателям поставляли три версии этой машины пятидверный и трехдверный кузов, а также вариант со съемной мягкой крышей в кузове ландо. Производилась эта модель вплоть до 2006 года, и претерпела всего лишь один рестайлинг в 2003 году, когда разработчики слегка освежили бампера, решетку радиатора, фонари и боковые зеркала. Почти десять лет на конвейере говорят о том, что был спрос, и интерес к этой модели на протяжении всего этого времени. Отметим, что, несмотря, на позиционирование в классе кроссоверов, Freelander принял участие и отлично себя проявил в серьезных внедорожных состязаниях, в которых всегда участвовали только старшие модели: Camel Trophy и G4 Challenge. В 2007 году в продажу поступило второе поколение Land Rover Freelander 2, которое мы как раз и взяли на тест-драйв. Модель явно повторяет успех предыдущего поколения, ведь этот легкий внедорожник премиум класса в этом виде продержался на конвейере уже пять лет.
Что мы имеем спустя 15 лет? Land Rover Freelander 2 сегодня обладает чертами внешности старших моделей, Discovery 4 и Range Rover. Из схожего можно отметить переднюю оптику и решетку радиатора, которая со временем стала фамильной чертой автомобилей Land Rover. Но на этом сходство не заканчивается. Freelander 2 имеет, установленные на передних крыльях воздухозаборники, как у Range Rover Sport. И это не фальшь, благодаря высоко расположенным воздухозаборникам, Freelander способен преодолевать водные препятствия глубиной 500 мм. Задние фары также подхватили стилистику Range Rover, а в итоге получается очень демократично-брутальный облик для премиум покупателей. Однако с мнением, что Freelander дорог и предназначен только для людей с большим уровнем достатка, я не согласен. Конечно это кроссовер премиум класса и прежде всего он для тех, кто может себе его позволить, но и цена на него не является такой уж «премиальной». Существуют совсем не люксовые бренды, у которых схожие по характеристикам автомобили в максимальных комплектациях могут стоить до 1 500 000 рублей. Премиальными здесь являются богатое оснащение и качество, о высоком уровне которых можно судить по статистике, которая показывает, что как правило владелец Freelander со временем покупает Discovery.
Сходство Freelander 2 со старшими моделями наблюдается не только во внешних данных, но и в техническом оснащении этой машины. Самое важное, что следует отметить среди схожего оборудования - это систему Terrain Response, которая превращает движение по бездорожью в приятную и уверенную поездку. Разумеется в рамках разумного. Однако у Freelander 2 эта система работает иначе, нежели у Discovery или Range Rover, где электроника регулирует пневмоподвеску и блокирует дифференциалы в разных дорожных условиях эксплуатации. У Freelander 2 данная система отвечает за работу систем ABS и ESP, то есть в случае сложных дорожных условий помогает правильно взаимодействовать системам помощи водителю для более легкого прохождения сложных участков дорог, таких как грязь, песок, снег и лед. Также данная система оказывает помощь при спуске и подъеме. По заявлению производителя «Freelander 2 без усилий преодолевает любые склоны. Функция плавного старта на наклонной поверхности Gradient Release Control (GRC) гарантирует уверенный и плавный подъем и спуск на наклонных поверхностях. Система контролируемого движения под уклон - HDC последнего поколения, вступает в действие при отпускании педали тормоза. При дальнейшем подъеме постепенное отпускание тормоза и функция антиблокировки тормозов делают управление автомобилем легче». Что касается полного привода, то Freelander 2 имеет на вооружении многодисковую муфту Haldex четвертого поколения, которая распределяет момент между передней и задней осями. На старте автомобиль всегда использует полный привод с распределением крутящего момента равномерно две оси, а по ходу движения перекидывает почти весь момент на переднюю ось - до 95%, оставляя задней около 5%. Однако в случае пробуксовки передней оси, механика передаст половину крутящего момента на заднюю ось, составив пропорцию 50 на 50. Жестких межосевых и межколесных блокировок в этом автомобиле нет, но его способностей вполне хватит для проселочной дороги и небольшого бездорожья. Система адаптации к дорожным условиям Terrain Response предлагает владельцу четыре режима настройки: 1) Асфальт 2) снег, гравий, мокрая трава 3) колея или грязь 4) песок, или вязкая поверхность. В зависимости от выбранного режима электроника меняет характер работы трансмиссии автомобиля и некоторых вспомогательных систем. Например, на снежной дороге электроника будет осуществлять плавное троганье автомобиля, а на грязной дороге наоборот позволит пробуксовку, тем самым очистив протекторы от грязи.
В настоящий момент на российский рынок поставляются автомобили с тремя типами моторов турбодизельным двигателем LR-TD4 мощностью 150 л.с., турбодизельным LR-SD4 мощностью 190 л.с. или 3.2-литровым бензиновым двигателем LR-i6 мощностью 233 лошадиные силы. Первый мотор оснащается исключительно 6-ступенчатой механической коробкой передач либо 6-ступенчатой автоматической трансмиссией с возможностью ручного переключения передач CommandShift. Два последних более мощных мотора агрегатируются только «автоматом». На тест-драйв нам достался бензиновый вариант, которым оснащают Freelander 2 c 2007 года. Данный мотор является аналогом двигателя на автомобилях Volvo, который устанавливают на модели XC90 и S80. Мощный атмосферник выдает 317 Нм крутящего момента. Он приятно басит и обладает приемистым характером, позволяющим активно ускориться в нужный момент, а также с хорошей тягой двигаться по бездорожью, преодолевать серьезные подъемы.
На асфальте Land Rover Freelander 2 проявил себя прекрасно, стыки, срезанный асфальт и другие неприятности московских и подмосковных дорог он «кушает» прекрасно. По слухам бывалых, прежнее поколение грешило кренами и неустойчивостью, в этом поколении таких недостатков не наблюдается. Крены в поворотах адекватны, а автомобиль прекрасно устойчив, тем более, если принимать во внимание, что это не драйвкар, а кроссовер – автомобиль, предназначенный для универсального использования по городу и за городом. Благодаря настройкам шасси и подвески, а также массе в 1775 кг, на дороге Freelander 2 ведет себя прекрасно, все реакции предсказуемы, и водитель чувствует себя комфортно, до приличных скоростей 150 – 160 км/ч по российским дорогам. Динамика Freelander 2 умеренная, но вполне азартная, автомобиль разменивает 100 км/ч за 8,9 секунд. При нажатии педали газа в пол в салон проникнет гул коробки и бас 6-цилиндорого мотора, который любителям послушать рык мотора явно придется по нраву. При спокойной езде в машине царит спокойствие и гармония комфорта, поэтому лихачить на этом автомобиле совершенно не хочется. При плавным разгоне, по трассе, незаметно на спидометре появляется скорость в 120 км/ч и ее достаточно, чтобы чувствовать контроль над автомобилем и спокойно вести беседу с попутчиками. К плюсам Freelander 2 также можно отнести и посадку, которая явно на любителя. Это командирская посадка, позволяющая сидеть высоко, а спину держать вертикально и сверху обозревать все, что происходит на дороге. Кстати, если, внешне, Freelander 2 кажется маленьким, то оказавшись, внутри, чувствуешь себя так, словно ты автомобиле гораздо большем, чем есть на самом деле. После путешествия по трассе, грех было не свернуть на проселок. Трава с росой, песчаное дно карьера, спуски и подъемы, Freelander 2 преодолел играючи. Конечно, очень жестких условий для него не устраивали, но наши небольшие испытания показали, что до дачи с грунтовой дорогой на нем можно добраться без проблем, а при аккуратной и разумной эксплуатации он не спасует и в более серьезной грязи, главное без фанатизма. Также следует отметить короткие свесы автомобиля, позволяющие съезжать и заезжать на довольно серьезные углы. Угол въезда 31 градус, угол съезда 34 градуса, а также производитель указывает, что Freelander 2 способен преодолевать водяные препятствия глубиной до полуметра сантиметров. Поэтому Land Rover Freelander 2 пользуется особым спросом у заядлых рыбаков, предпочитающих уезжать в глубинку и разведывать новые места для ловли. Кстати, дорожный просвет составляет 220 миллиметров. Это хороший показатель среди конкурентов в этом классе.
Что касается расхода топлива Land Rover Freelander 2, то он за время тест-драйва составил 13,1 литр на сто километров. Этот показатель меньше по сравнению с заявлением производителя, обещающего 15,5 литров на 100 километров в городе, 8,1 литров на трассе и 10,7 литров в комбинированном цикле эксплуатации.
Как я говорил выше, Land Rover Freelander 2 выглядит очень спокойно, статно и благородно, не отставая от своих старших братьев. Кстати и сам размер салона тут вовсе не маленький, двухметровая ширина Freelander 2 позволила сделать салон просторным и спереди и сзади. В салоне также царит английская премиальная скромность. Материалы отделки панели приборов не удивил роскошью, пластик среднего качества. Но он качественно скроен, и даже на ухабистой дороге в области не издал ожидаемых скрипов и хрустов. Руль показался тонким, но после недели эксплуатации к нему привыкаешь. Панель приборов перенасыщена кнопками, и с первого знакомства разобраться, что тут и за что отвечает сложно, правда уже через несколько дней, получается нажимать на нужные органы управления не кидая взгляд на них. Также удивительным показался тот факт, что бортовой компьютер (одометр, показания расхода топлива и километраж) русифицированы, а вот навигация и аудиосистема остались на английском языке. Ночная подсветка щитка приборов выполнена в зеленых тонах, что напоминает о старых автомобилях, в которых такой цвет применяли часто, но именно он в ночное время наиболее приятен и комфортен для глаз. Салон Freelander 2 на тестовом автомобиле был выполнен из кожи. Стоит отметить его мягкость и удобство, очень приятным дополнением к нему оказались индивидуальные подлокотники для водителя и переднего пассажира, которые с помощью барашков регулируются по наклону. Такой подлокотник оказался в разы удобнее бокса между сидениями, как в других кроссоверах. Сидения водителя и пассажира имеют электрорегулировки, а водительское еще и память на три положения. Сзади комфортно будет и трем пассажиром, все дело в их размере, среднестатистические люди сядут тут без проблем. Багажное отделение имеет внушительный объем целых 755 литров полезного объема, но тут нужно оговориться – измерения производились до потолка. А если сложить второй ряд сидений, то получается грузовой отсек с ровным полом объемом 1670 литров.
Что касается оснащения Land Rover Freelander 2, то оно довольно широкое и позволяет присматриваться к этому автомобилю различным категориям потребителей, от тех, кто ценит минимальное оснащение и не готов платить за роскошь, до тех, кто не может себе отказать в удобных гаджетах и различных элементах роскоши. Стоимость за автомобиль с дизельным мотором, механической КПП и начальным оснащением стартует от 1 233 000 рублей, в зависимости от мотора и оснащения возрастает до 2 000 000 рублей и выше, в зависимости от выбранных опций. Базовая комплектация Freelander 2 предусматривает наличие множества опций круиз-контроль и автоматический двухзонный климат-контроль. В качестве опции предлагаются спутниковая навигационная DVD-система, автомобильная телефонная система с беспроводным соединением Bluetooth и частично обтянутые кожей сиденья со вставками Dinamica. Для Freelander 2 покупатель может выбрать один из четырех вариантов отделки передней панели: В качестве опции можно заказать панорамный люк. В более дорогих комплектация, аналогичных нашему тестовому экземпляру, Land Rover Freelander 2 HSE оснащен биксеноновыми адаптивными фарами, навигационной системой, кожаным салоном из мягкой кожи Windsor, музыкой премиум-класса Alpine Dolby ProLogic II 7.1 с 14 динамиками, усилителем 12х40 Вт, поддержкой формата МР3 и эффектом пространственного звучания обеспечивает высочайшее качество звука, которое впечатлит даже самых требовательных меломанов.
Данный тест-драйв мы провели, как раз в преддверии появления обновленного Freelander, который снова получил чуть подретушированную внешность, а внутренне убранство подверглось небольшой модернизации, теперь тут меньше кнопок, а в дизайне появились более сглаженные линии. Также появился сенсорный 7-дюймовый экран и голосовое управление. Расширились варианты отделки кожей салона. Помимо этого появилась новая линейка двигателей и новые системы оснащения. Но об этом подробнее мы расскажем, как только проведем тест-драйв, и как раз будет, с чем сравнить по горячим следам. Самое главное, что Freelander 2 так и остается одним из самых универсальных приобретений для потребителя, совмещая в себе премиальность, комфорт, проходимость и уверенность на дороге.
Стоимость автомобиля Land Rover Freelander 2 (3.2 AT) от 1 784 000 руб.