Subaru – всем известный японский автопроизводитель. Subaru Forester – всем известный, и в какой-то степени легендарный автомобиль. Марка Subaru является необычной, а каждая модель этого японского автопроизводителя является если не культовой, то обожаемой среди поклонников. Особенными автомобили Subaru являются из-за применения горизонтально-оппозитных двигателей и систем симметричного полного привода Subaru на большинстве моделей. Еще одной особенностью этого японского автопроизводителя является тот факт, что на российском рынке Subaru – это единственная компания, которая продает все модели, включая и легковые исключительно на полном приводе. Одну из самых популярных моделей – Forester мы и взяли на тест. В первую очередь было интересно оценить модель на ее потребительские свойства. Потребительскими свойствами мы считаем комфорт внутри автомобиля, дизайн, вместительность и способность выполнять те требования, которые предъявляет сегодня потребитель к автомобилям того класса, который мы рассматриваем. В данном случае считаем возможным отнести Forester к малоразмерным кроссоверам.
Первое впечатление о Subaru Forester – это ощущение своеобразного, индивидуального характера марки и модели. Этот бренд изнутри и снаружи пропитан собственным, неповторимым духом. После более подробного знакомства с автомобилем, на ум приходит определение «консервативный дизайн» и в целом «консервативная идея». Вообще такое настроение навевают многие японские автомобили. Смотришь на дизайн интерьера и возникает ощущение, что нарисовали его лет 10 назад. В целом автомобиль может оснащаться очень даже современными устройствами, но оформление часто выглядит экономично, т.е. на разработку нового дизайна интерьера деньги тратятся редко и с осторожностью. Ну а раз эта особенность свойственна не только Subaru, значит можно списать консерватизм во внутреннем оформлении на особенности японского восприятия. Кому-то японский дизайн нравится, а кому-то нет, все это дело вкуса.
Первый Forester появился в продаже в 1997 году. Автомобиль для своего времени был достаточно интересен. Самый первый Forester был необычен тем, что выглядел как «заправский» универсал и при этом являлся полноприводным. Автомобилю SUV с полным приводом никто не удивился бы, а вот универсал с приводом на две оси до сих пор не то чтобы редкость, но все-таки не часто встречающийся вариант. На сегодняшний день существует множество новых классов и подклассов автомобилей и границы между ними весьма формальны. К 1997 году уже существовали варианты универсалов с полноприводной трансмиссией, но серьезную ставку на эти автомобили производители не делали. А между тем, кузов универсал кажется более удобным и вместительнее сопоставимого по классу SUV. Forester дословно с английского языка переводится как «лесник». Смысл понятен – на нем можно ездить по лесу, такое имя отражает сущность автомобиля и его внедорожный характер. Изначально Forester продается с разными вариантами трансмиссий, а вид полного привода зависит от коробки переключения передач, которой комплектуется автомобиль. На нашем тесте была версия с 2,5 литровым двигателем и 4-ступенчатой автоматической КПП, в комплектации 2.5 XS TV стоимостью 1 438 600 рублей, на которой установлена система полного привода с активным распределением крутящего момента – ACT. ACT – это система полного привода с электронным управлением, в которой многодисковая муфта передачи крутящего момента Subaru с электронным управлением регулирует распределение крутящего момента между передними и задними колесами в режиме реального времени в соответствии с условиями движения. В штатных режимах система распределяет крутящий момент между передними и задними колесами в соотношении 60:40. В сущности, полный привод работает так же как и на большинстве современных кроссоверов – крутящий момент двигателя передается на заднюю ось через многодисковую муфту, блокировок и понижающих передач здесь нет.
Компания Subaru, как впрочем, и любой другой производитель, в известной степени гордится своей продукцией, о чем живо свидетельствуют тексты описаний моделей и их характеристик во всех информационных буклетах и брошюрах, которые пестрят яркими эпитетами. Реклама – двигатель торговли, поэтому невозможно упрекать производителей за то, что они, продавая свою продукцию, не жалея сил, расписывают ее как одну из лучших.
А теперь о наших впечатлениях во время теста. Внешне Subaru Forester претерпевал изменение концепции дизайна. Изначально он был универсалом и внешне выглядел более приземистым и длинным, после нескольких обновлений Forester стал больше походить на кроссовер. Все изменения – это в основном игра форм, т.к. в размерах «лесник» с 1997 года изменился не значительно. Последний вариант кузова в целом выглядит современно и обладает некоторой харизмой, но, все же глядя на этот автомобиль, сразу становится ясно, что компания Subaru не ставит для себя цель угнаться за модой в области автомобильного дизайна. Сейчас Forester благодаря скругленным формам и более высокой крыше, похож на кроссовер больше, чем на универсал. Внешне к нему придраться сложно, все в нем гармонично и соответствует общему настроению модели.
Материалы отделки в Subaru Forester нельзя охарактеризовать однозначно – они являются такими же как и вся концепция модели – консервативными и на вид не очень современными. В салоне преобладает твердый пластик, и закругленные поверхности. Такой дизайн и материалы не способствуют созданию уюта в салоне автомобиля. Плюсом твердых и гладких покрытий панели, является их практичность – такой пластик легче отмыть от загрязнений. Внешне дизайн оформления салона смотрится слегка старомодно.
Во время движения хотелось ощутить заявленные драйв и «чистое удовольствие от вождения», но ощущения получились скомканными. Я думаю, что от части, в этом виновата шипованная резина и дело здесь не в качестве покрышки, а именно в шипах. Чудес не бывает и автомобиль с высоким клиренсом вряд ли может обладать идеальным драйверским характером, во всяком случае в этом ценовом диапазоне. А жаль, ведь производитель много говорит о драйверских качествах этой модели, но кто бы что не говорил, на скоростях разрешенных правилами дорожного движения Subaru Forester ведет себя как большинство современных, популярных кроссоверов. Где-то хуже, где-то лучше, например чувствительность педали газа и разгонная динамика мне очень понравились. Педаль газа откликается на манипуляции моментально, что позволяет ускоряться на старте так быстро как этого хочется. Двигатель мощностью 172 л.с. со своей задачей справляется хорошо, а вот 4-ступенчатый «автомат» уже староват для современного автомобиля. К недостаткам, которые были замечены во время эксплуатации можно отнести склонность Forester к рысканью на больших скоростях. Из-за этого на трассе за рулем расслабиться не получится, так как придется постоянно корректировать рулем направление. Еще одним недостатком, являются приличные крены в поворотах. В свое время из-за критики журналистов, тестировавших Forester производитель перенастроил подвеску, сделав ее более комфортной, и как следствие снизилась устойчивость в поворотах. В целом крены не являются чем-то из ряда вон выходящим, так как, повторяюсь, Forester ведет себя в среднем как большинство современных кроссоверов в своем классе. В целом по своим качествам Forester больше подойдет для повседневной эксплуатации в городе, чем для долгих и дальних путешествий. В городе комфорт не так уж и важен, возможность динамично стартовать будет кстати, а более низкая средняя скорость будет реже вызывать ситуации, в которых рысканье и крены кузова будут себя проявлять.
На сайте Subaru и в брошюре, которую можно скачать там же, есть рекламный слоган: «Внутри и снаружи, выразительный стиль Forester, впечатляющее качество и оригинальный дизайн соответствуют всем Вашим приоритетам изысканного комфорта, универсальности и чистого удовольствия от вождения». Эта цитата с сайта производителя как и большинство рекламных слоганов на сайте Subaru описывает потребительские качества Forester с применением красноречивых и ярких эпитетов, что безусловно усиливает эффект от действия рекламы. Однако я точно не могу согласиться с выражением: «соответствуют всем Вашим приоритетам изысканного комфорта», так как первое, на что я обратил внимание – это сильный гул в салоне во время движения. Больше всего этот гул похож на звук работы трансмиссии, что говорит об отсутствии серьезной шумоизоляции салона, какой уж тут «изысканный комфорт». Хорошо еще, что детали отделки салона плотно подогнаны друг к другу и не издают ни звука при движении по любого качества дорогам, а иначе создавалось бы впечатление, что в автомобиле что-то неисправно. Как бы красиво не было сказано о комфорте в Subaru Forester на сайте производителя, без хорошей шумоизоляции комфорт весьма сомнителен. При выборе и эксплуатации автомобиля, все качества продукта определяются индивидуально каждым покупателем. Для оценки понятной всем, можно использовать сравнение с одноклассниками. Например, в таких автомобилях как Skoda Yeti, Volkswagen Tiguan, Renault Koleos, Mitsubishi Outlander XL акустический комфорт во время движения лучше. Мягкость подвески «лесника» сопоставима с конкурентами и нареканий не вызывает.
После недели проведенной за рулем японского «лесника» я понял, что и комфорт и качество отделки в этом автомобиле – это не недостатки, а просто другой взгляд на качественные характеристики. Для доказательства этого достаточно пообщаться с людьми, которые покупают Forester. Выбирая Subaru Forester, человек выбирает душой, потому что быстрый и поверхностный анализ этого автомобиля как объект для вложения не малых средств говорит о том, что цена на него явно завышена. За сумму в диапазоне от 1 100 000 до 1 700 000 рублей (примерный диапазон цен на Forester ) можно найти автомобиль и более современный по дизайну и более оснащенный, и более комфортный по современным меркам, однако Forester покупают именно за его непохожесть на конкурентов и имидж созданный рекламой технологий применяющихся на автомобилях Subaru: оппозитные двигатели, симметричный полный привод Subaru.
На сегодняшний день, среди конкурирующих брендов и моделей есть достаточно много продуктов соответствующих современной концепции представления о кроссовере или о семейном SUV. Forester – это всего лишь один из взглядов на то, каким должен быть современный кроссовер. Этот взгляд при сравнении с другими автомобильными брендами идеально укладывается в понятие «японский автомобиль», что означает консервативный дизайн, утилитарная техника, уклон в автомобильный спорт в разных его проявлениях, будь то внешний или внутренний тюнинг. Консерватизм и утилитарность в данном случае – преследуют больше всего одну цель – надежную и безотказную работу, чем и гордятся японцы, а их клиенты передают «из уст в уста» предания о больших сроках службы японских автомобилей.
Стоимость автомобиля Subaru Forester (2.5 AT) от 1 469 500 руб.