Испытание и оценка китайского автомобиля задача не из легких. Одних журналистов такая задача ставит в тупик, у других вызывает бурю эмоций. Одни симпатизируют китайским автомобилям, другие откровенно выражают негативную реакцию. Причем негативно настроенных на сегодняшний момент все еще больше. Несмотря на то, что китайская продукция уже довольно давно присутствует на российском рынке, ее до сих пор выбирают не душой, а кошельком, так как многие автомобили китайского производства стоят на порядок дешевле своих конкурентов на этом, как правило, ее преимущества заканчиваются. А вот с признанием «стоимости репутации» китайских брендов в России пока все совсем неоднозначно. Более того, часто встречается не совсем адекватная оценка автомобилей китайского производства специалистами. В регионах, конечно, голосующих своими средствами покупателей, продукции «поднебесной» больше, чем скажем в Москве или ближайших провинциальных городах. При этом, и там где «китайцев» покупают и там, где их за автомобиль не считают, существует глубоко укоренившийся стереотип – «китайская продукция не внушает доверия, она не всегда практична и не всегда пригодна для ремонта как, например, продукция всем знакомого в России ОАО «АВТОВАЗ» - это всего лишь мнение, но глубоко укоренившееся, а потому сложно преодолимое. Производителю, который вынужден бороться с подобными стереотипами в России, сегодня открыты практически все дороги. У российского покупателя сейчас разные вкусы, нам не чужды европейские направления в автомобильной моде, не пренебрегаем и американских пристрастий. Нам можно продавать и дорогие премиальные автомобили, и дешевые бюджетные, и надежных популярных середнячков. Рынок наш, правда еще не велик, как например американский, но почти все автопроизводители в один голос твердят о большом потенциале российского автомобильного рынка и о его значении для своего бренда. Китайские автомобили поначалу были некачественными, но зато дешевыми. За максимально укомплектованный автомобиль нужно было заплатить иногда вдвое меньше, чем за аналог в классе у конкурентов. Как же сравнивать такой автомобиль? Он по качеству всегда проигрывает, а по цене кладет всех на лопатки. Существенным недостатком первой волны китайских авто было: отсутствие автоматических коробок передач, в комплектации каждой модели был один вариант двигателя, как правило, не очень мощный, и очень важным недостатком было отсутствие запчастей на автомобили, которые часто ломались. Теперь мы наблюдаем вторую волну покорения Китаем российского автомобильного рынка – дилерские сети больше, поставка запасных деталей для ремонта стала оперативнее, машины стали качественнее и богаче укомплектованы. А самое интересное, что и ценники стали расти. А пропорционально ли качеству?
У нас на тесте побывал Lifan X60, по версии производителя – это переднеприводный кроссовер класса «C». На промо-сайте Lifan X60 говорится: «Lifan Motors предлагает больше стиля, комфорта и технологий в X60». Стиль виден сразу – экстерьер и интерьер были сделаны в расчете на то, чтобы радовать глаз. Больше комфорта – это по версии Lifan наличие аудиосистемы с шестью динамиками, просторный салон, вместительный багажник, удобная приборная панель, комфортные сидения. Технологиями в X60 производитель считает: двигатель 1.8 л с применением технологии VVT-I, наличие зон программируемой деформации в передней части корпуса (в случае ДТП), вместительный салон, эргономичные сидения, удобная панель приборов, зеркала с электроприводом, электрические стеклоподъемники. В целом не очень-то впечатляет современного покупателя, который мог получить практически весь этот набор уже лет 20 назад. Но если взглянуть на цену автомобиля в комплектации LX стоимостью 559 900 рублей, то можно сказать: «Заманчиво». Посмотрим, что за эти деньги мы получим. Покупателю Lifan X60 предлагается один двигатель - рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный двигатель объемом 1.8 л, который выдает 128 л.с., и создает максимальный крутящий момент равный 168 Нм при 4200 об/мин. В комплектацию LX входят передние и задние противотуманки, литые диски, полноразмерная запаска, руль с регулировкой по высоте, кожаный салон, передние и задние электростеклоподъемники, подогрев водительского сидения, датчик света, две подушки безопасности - водителя и пассажира, ABS (Антиблокировочная система) + EBD (Система распределения тормозных усилий), трех точечные ремни безопасности для передних и задних пассажиров, электропривод и обогрев зеркал заднего вида, кондиционер, задний парктроник, CD MP3 магнитола с шестью динамиками, подлокотник для задних пассажиров, рейлинги на крыше. Остальной список комплектации нет нужды перечислять, так как такими опциями как - корректор фар или центральный замок оснащается на сегодня почти каждый новый автомобиль.
Повторюсь, при длине автомобиля 4325 мм и колесной базе 2600 мм, производитель позиционирует X60 как пятиместный кроссовер «C» класса. Учитывая, что он поставляется на российский рынок только в переднеприводной версии, круг его конкурентов на рынке сужается. Для современного кроссовера китайский автомобиль обладает приемлемым клиренсом в 179 мм. Это не выдающийся результат, но такого дорожного просвета вполне достаточно, чтобы штурмовать городские бордюры и небольшие сугробы, а удачно скошенные передний и задний свесы только придадут уверенности водителю.
Внешний дизайн Lifan X60 получился интересным и удачным, его можно охарактеризовать как обилие округлых и мускулистых форм. Общая концепция дизайна перекликается с японскими и корейскими дизайнерскими решениями, но какого-то точного сходства обнаружить не представляется возможным. Lifan X60 легко отличить от толпы конкурентов в потоке машин по его узнаваемому дизайну. Внешность – это, пожалуй, самая сильная черта X60. Если пуститься в рассуждения дальше, то необходимо честно разделить критику на два пути. Первый – это если сравнивать с лидерами рынка этого класса автомобилей – японскими и европейскими брендами, тогда по качеству исполнения X60 критики не выдержит. Его козырями в данном случае будут только дизайн и цена. А есть еще и другой путь – сравнение с равноценными по происхождению китайскими аналогами, тогда битва за клиента будет жарче и интереснее, так как здесь уже соревнование будет проходить в равных весовых категориях. Под «китайскими аналогами» подразумеваются Chery Tiggo (527 900 рублей), Geely MK Cross (409 000 рублей), Great Wall Hover M2 (566 000 рублей). Все вышеперечисленные конкуренты имеют версии с передним приводом и аналогичными по наполнению комплектациями. Дальше покупатель пойдет по пути выбора душой – предпочтет то, что больше всего приглянется по дизайну.
Внутри Lifan X60 тоже напоминает уже давно применяющиеся в японских автомобилях дизайнерские решения, а поэтому подсознательно воспринимается как что-то знакомое и не вызывает отторжения. В целом внутри X60 конструкторам и дизайнерам удалось добиться атмосферы кроссовера. Посадка повыше вполне реализуема и обзор у водителя достаточно неплохой. Правда, некоторые жалуются на отсутствие возможности устроится удобно за рулем, но мне кажется, что это физиологические особенности конкретных людей. На втором ряду сидений много пространства для ног – обещанный просторный салон. Из удобств для задних пассажиров только подлокотник. Наша версия автомобиля была с кожаным светлым салоном. Материал, который автопроизводитель называет кожей, больше напоминает прорезиненную ткань – кожзаменитель. Запах в салоне нового автомобиля был, но он был как в обычном новом автомобиле. То есть, того пугающего пластмассового запаха, который сопровождал все китайские автомобили теперь нет. Спинки задних сидений складываются в пропорции 40:60, что позволяет увеличить объем багажника, который в обычном состоянии составляет 405 литров. Задние сидения складываются не совсем в ровный пол, а одной из половинок спинки мешает полностью сложиться сидушка, упирающаяся в тоннель для выхлопной системы. Для ровного складывания спинки, придется снять откинутое сидение. В итоге салон оставил удовлетворительное впечатление, нарекание вызывает только качество подгонки деталей интерьера и местами качество самих материалов. Даже при беглом взгляде на салон X60 не покидает ощущение топорной сборки торпеды и элементов отделки дверей. Хотелось бы не столько красивого дизайна, сколько просто качественной сборки, ровных и качественно сделанных деталей отделки.
Двигатель 1.8 л оказался резвым и его вполне хватает. На старте раннее сцепление иногда приводит даже к пробуксовке, как-будто водитель желает продемонстрировать свой пылкий нрав. Педаль тормоза можно охарактеризовать как «ватная», при нажатии сначала ничего не происходит, а потом приходится давить все сильнее, и эффект приходит позже, чем планировалось. Но немного погодя, неидеальная работа органов управления становится понятной и ко всему привыкаешь. А в движении X60 не поражает, но приятно удивляет. Эргономика внутри вполне удовлетворительная, и от этого ощущения за рулем складываются, как в хорошо проработанном автомобиле. Лет пять назад от управления китайскими авто иногда бросало в дрожь – такими несуразными они были. Lifan X60 другое дело. В поворотах X60 ведет себя соответственно своему высокому клиренсу – на большой скорости появляются крены, но это адекватные крены. Есть и «ложка дегтя» – на скорости выше 100 км/ч, я как человек, привыкший к комфорту французских автомобилей, чувствовал себя очень некомфортно. Во-первых: рев двигателя, проникающего в салон становится очень громким; а во-вторых: руль становится чрезмерно легким и сам автомобиль приходится активно удерживать на траектории. Учитывая высокую скорость и напряжение, в котором находится водитель, явно отразится на его усталости в худшую сторону. Колейность наших дорог так же не может остаться незамеченной и ухудшает управляемость.
Вывод:
Китайские автомобили может и сделаны «с душой», но лоск и качество которого хочется каждому, даже провинциальному небогатому жителю, который мечтает о счастье обладания «иномаркой» доступно, как правило, только на глянцевых рекламных фотографиях. В реальности же сборка (стыки и зазоры), качество материалов и их сочетание, тактильные ощущения и практичность применения тех или иных пластиков и иных покрытий создают впечатление, что автомобиль был сделан наспех и без особого стремления создать качественный продукт. Элементы внутренней отделки нельзя назвать отвратительными, но и хорошо подогнанными тоже не назовешь. На мой взгляд, для того, чтобы сохранить невысокую цену, лучше сэкономить на дизайне в угоду качества материалов и качества сборки. А то получается, что везде и во всем попытались приложить руку, удивить так сказать, а получилось, что нет ни одного хорошо и качественно сделанного элемента. Везде что-то отходит, поскрипывает, стыки неровные. Правда в случае с Lifan X60 есть одна оговорка – за приятный дизайн ему пока можно простить огрехи в сборке.
Были и дефекты, обнаруженные во время эксплуатации тестового автомобиля. Первый - запотевающие фары головного света, второй – отошедший уплотнитель двери. Оба дефекта часто упоминаются на форумах владельцев Lifan X60. Еще одним дефектом было оторванное крепление водительского козырька – это необычная ситуация, но на одном из форумов опять же, есть упоминание о таком же дефекте в новом автомобиле. Ясно, что с завода автомобиль не мог поставляться с оторванным козырьком, но повторение оторванного козырька говорит о хлипкой конструкции, не рассчитанной на долгую и безотказную службу. Еще одним разочарованием стала грузоподъемность – судя по техническим характеристикам, она составляет 375 кг – маловато. И вот такие мелочи портят впечатление об автомобиле. Хочется порекомендовать китайским автопроизводителям - «лучше меньше, да лучше», то есть лучше меньше тратить денег на дизайн, а больше на качество деталей. Качеством, надежностью и простотой в эксплуатации можно быстрее добиться народного признания.
Стоимость автомобиля Lifan X60 (1.8 MT) от 559 900 руб.