Не многие знают, что прежде, чем автомобильная инженерия придумала технологичные зимние шины и электронные системы активной безопасности, например, антипробуксовочную систему (ASR) и систему контроля тяги (TCS), автопроизводители прорабатывали и другие идеи для облегчения зимнего вождения. Про одну такую мы вам расскажем, и она, между прочим, даже вышла в серию. Правда, автомобили, оснащенные этой «ноу-хау» разработкой, с каждым годом найти все сложнее. Сейчас их удастся разыскать, разве что на аукционах или в старых американских гаражах.
В 1969 году в США компания General Motors изобрела опцию, получившую название «Liquid Tire Chain», что в дословном переводе означает «жидкая цепь для шин». Код данной опции в комплектациях новых автомобилей имел индекс V75. Это устройство должно было упростить жизнь автолюбителю зимой, когда дороги покрыты снегом и гололедом. С технической стороны разработка была очень простой: над каждым задним колесом в конструкции багажника предусматривались две ниши, в которые вставлялись небольшие аэрозольные баллоны со специальной жидкостью. На приборной панели располагалась отдельная клавиша, при нажатии которой специальный механизм под давлением распылял содержимое баллончиков на задние колеса.
Баллоны со специальной жидкостью для GM поставляла по контракту международная химическая компания The Dow Chemical Company. Этот состав получил индекс LTC 400 и состоял из полимерной жидкости на основе бутадиен-стирольного латекса, растворенного в метаноле (спирте). В инструкции к баллонам уточнялось, что применять состав лучше при прогретых шинах, а после нанесения средства стоит подождать некоторое время, чтобы метанол испарился, а полимерный состав хорошо приклеился к покрышке. После этого рекомендовалось медленно начинать движение. Отзывы того времени гласят, что если строго следовать инструкции, то система и правда могла помочь выбраться из ледяной западни на дороге или парковке.
Систему Liquid Tire Chain серийно установили на не более чем 2 600 автомобилей марки Chevrolet. В 1969 году ею оснастили 2 068 автомобилей Chevrolet Impala и Caprice, 278 Chevrolet Chevelle и около 188 купе Chevrolet Camaro. Все эти автомобили были выпущены исключительно в 69-м году, а в 70-м в General Motors от этой идеи уже отказались из-за небольшого спроса. Возможно, причина низкой заинтересованности покупателей была и в том, что расположенные рядом с топливным баком два баллона с взрывоопасной химической жидкостью представляли потенциальную угрозу возгорания. Также свою роль мог сыграть тот факт, что полимерный состав оказался небезопасным для человека и окружающей среды.
Технология «жидкой цепи для шин» дополнила появившиеся в то время такие опции, как омыватель фар, обогрев заднего стекла и подогреватель блока цилиндров в двигателе. Интересно, что последние активно используются в автомобилях и по сей день, а протибуксовочное устройство Liquid Tire Chain от GM не прижилось. К удобству и безопасности современных водителей оно уступило место новым электронным системам помощи при движении и технологичным решениям на производстве зимних шин.
Для наглядной демонстрации работы зимних опций образца 1969 года компания GM сняла рекламный ролик.